История Католической Церкви в России

Первым известным по имени зап. миссионером на Руси был прибывший из Германии по просьбе кн. Ольги в 961 Адальберт, ставший впоследствии архиеп. Магдебургским. После принятия Киевской Русью христианства от Византии в 988 ее контакты с Рим. Церковью не прекратились. Никоновская летопись (XVII в.) изобилует сообщениями о контактах кн. Владимира со Св. Престолом (под 988, 991, 994, 1000, 1001). Подтверждено источниками пребывание в Киеве еще одного лат. епископа, Бруно Кверфуртского, направлявшегося с проповедью к печенегам. Владимир оказал ему радушный прием и проводил до самой границы.

В 1054 после смерти кн. Ярослава Мудрого Киевским князем стал его ст. сын Изяслав. Вследствие междоусобиц и полит. нестабильности его два раза изгоняли из Киева. Изгнанный вторично, он отправил своего сына Ярополка к Папе Григорию VII. Папа направил в Польшу легатов, которые склонили польск. короля Болеслава II Смелого оказать помощь Изяславу, благодаря чему тот вернул себе киевское княжение.

В 1220-х в Киеве действовала миссия доминиканцев, организованная Яцеком. В 1245–47 с миссией в ставку хана через рус. земли следовали францисканцы во главе с Иоанном де Плано Карпини. На обратном пути Карпини обсуждал с кн. Даниилом Галицким возможность восстановления единства Зап. и Вост. Церквей. Рус. архиеп. Пётр присутствовал на I Лионском соборе.

На Руси в XII–XV вв. существовали лат. храмы в Новгороде (Св. Петра, Св. Олава), Ладоге, Смоленске и Киеве.

В Крыму, на Кавказе и в Поволжье успешно проповедовали францисканцы. В XIV в. они создали архиепископства и епископства Католической Церкви: Сарай аль-Джедид, Боспор, или Воспор (совр. Керчь), Матрега (совр. Тамань), Каспийских гор (совр. Кумух), Майерия (совр. Георгиевск), Мапа (совр. Анапа), Лукучензе (на Кубани).

Неудачей закончилась попытка воссоединения Церквей, предпринятая Киевским митр. Исидором, участником Ферраро-Флорентийского собора.

Новые шаги с целью сближения Рим. Церкви с Р. были сделаны во время правления Ивана III, а поводом стал брак этого рус. князя с племянницей последнего визант. императора Зоей (Софья Палеолог), воспитывавшейся в Риме. Бракосочетание через доверенное лицо состоялось в соборе Св. Петра по лат. обряду, после чего кортеж вел. княгини в сопровождении еп. А. Бонумбре отправился в Москву.

Миссия Бонумбре не увенчалась успехом: церк. уния не была достигнута.

К сыну Ивана III, Василию III, в 1526 приезжал с посольством от Папы Климента VII еп. Скары Иоанн Франциск Цитус. При участии доминик. монаха Вениамина был осуществлен перевод всей Библии на старослав. язык (Геннадиевская Библия).

К сыну Ивана III, Василию III, в 1526 приезжал с посольством от Папы Климента VII еп. Скары Иоанн Франциск Цитус.

Иван IV Грозный, пытаясь окончить Ливонскую войну, обратился к Папе Григорию XIII за посредничеством в заключении мира с Польшей. Папское посольство в Р. возглавил иезуит А. Поссевино, надеявшийся привлечь Р. в коалицию для борьбы с Турцией, войска которой уже вторглись в Центр. Европу, а также достичь объединения Католической Церкви с Русской. В Москве посланников Рима ожидал торжественный прием; начались переговоры, продолжавшиеся 7 месяцев, но соглашения о соединении Церквей достигнуть не удалось.

В 1659 в Москву приехал хорватский катол. свящ. Юрий Крижанич, мечтавший о воссоединении Католической и Правосл. Церквей и единении славян. Он был принят на службу, но затем арестован и сослан в Сибирь; только после смерти царя Алексея Михайловича он был освобожден и уехал из Р.

Более благоприятная для католичества обстановка сложилась в период регентства царевны Софьи Алексеевны. В 1684 в Москве была организована миссия иезуитов, которые открыли школу, где стали обучать не только детей иностранцев, но и русских, а также построили катол. храм. В это время в Москве возникла первая рус. катол. община, к которой принадлежал диакон Пётр Артемьев. После свержения Софьи в борьбе за власть верх одержали враждебные католичеству силы; в 1689 иезуиты были изгнаны из Р.

Грандиозные перемены в истории Р., осуществленные в царствование Петра I, в определенной степени преодолели рел. изоляционизм Р. Пастырское служение в катол. приходах в Москве и С.-Петербурге несли иезуиты, а после их изгнания в 1719 — капуцины, однако число их строго регламентировалось (6 служили в С.-Петербурге и 4 — в Москве).

Начало существенных преобразований в жизни Католической Церкви в Рос. империи было положено указом Екатерины II от 12.02.1769, установившим регламент с.-петерб. катол. при¬хо¬да; в дальнейшем этот регламент был распространен и на др. катол. приходы Рос. империи.

После 1-го раздела Польши (1772) управление всеми катол. монастырями, церквями и духовенством в Р. указом Екатерины II было передано Белорус. епископу с резиденцией в Могилёве. 3.10.1773 Виленский еп. Игнатий Массальский рукоположил каноника С. Сестренцевича в епископы, а 17.01.1782 Екатерина II назначила его архиепископом Могилёвской архиепархии. 8.12.1783 новая архиепархия была признана Св. Престолом.

В результате 2-го и 3-го разделов Польши к Р. отошли терр. Украины и Литвы с общим населением 3 млн. 100 тыс. жителей, включавшие 5 латинских и 4 греко-катол. епархий. Т.о. было расширено основание для дальнейшего развития Католической Церкви в Р.

Запрет Екатерины II публиковать в Р. буллу 1773 Dominus ac Redemptor Папы Климента XIV о роспуске Об-ва Иисуса фактически предоставлял иезуитам убежище в Р. Оказавшиеся в Р. иезуиты, в т.ч. их генерал Г. Грубер, получили поддержку и у имп. Павла I и оказывали на него значительное влияние.

Др. знаменательным событием того времени было перенесение в Р. резиденции рыцарей Мальтийского ордена, принятие имп. Павлом I титула Великого магистра и создание рос. провинции этого катол. ордена, имевшей свою ветвь и для правосл. рыцарей.

В 1801 в С.-Петербурге при храме Св. Екатерины иезуиты открыли школу, в которой обучались как дети католиков-иностранцев, таки дети из аристократических семейств С.-Петербурга. В начале царствования Александра I иезуитам была предоставлена возможность миссион. деятельности в иных областях империи: в 1803 им поручили попечение над католиками нем. колоний Поволжья, их миссии были в Одессе и Астрахани, в Крыму и Сибири. Но после длительного периода императорского покровительства Об-во Иисуса указом имп. Александра I было изгнано вначале из обеих рос. столиц (1815), а затем и из пределов империи (1820).

В царствование Николая I положение католиков в Р. ухудшилось, что было связано с польским восстанием 1830–31. В 1839 собор Греко-Католической Церкви под нажимом рос. пр-ва принял решение о воссоединении с Русской Правосл. Церковью. Окончательно присоединение было завершено в 1843 с упразднением греко-катол. дух. коллегий Белоруссии и Литвы.

В то же время эти преобразования вынудили рос. пр-во вновь искать контактов со Св. Престолом. Новые переговоры увенчались заключением 3.08.1847 конкордата между Св. Престолом и Р. Условия конкордата упорядочили территориально-адм. деление лат. епархий в империи. К уже существовавшим 6 лат. епархиям в 1848 присоединялась еще одна — Херсонская, которая была в 1852 преобразована в Тираспольскую епархию с епископской резиденцией в Саратове, первым епископом Тираспольским был назначен Ф. Кан. Традиционно эта епархия считалась немецкой, поскольку по большей части включала в себя поселения немцев-колонистов на юге Р.

Полит. последствия польск. восстания 1863 вызвали новый виток напряженности в отношениях между Св. Престолом и Р. Ответом на действия рос. пр-ва стало выступление Папы Пия IX на консистории 2.10.1866, осуждавшее репрессии против Католической Церкви на терр. Рос. империи. Имп. Александр II отреагировал указом от 22.11.1866 о разрыве конкордата 1847. А согласно указу от 10.05.1867, все дела лиц римско-катол. исповедания, духовных и светских, должны были отсылаться в Римско-католическую духовную коллегию.

Эта ситуация послужила одной из причин опубликования Пием IX энц. Levate, где осуждалась деятельность этой коллегии; катол. епископам запрещалось принимать участие в ее работе.

Непримиримость позиции Св. Престола и местной катол. иерархии заставила дипломатию имп. Александра II пойти на новые переговоры с Римом. Результатом стала реформа деятельности Римско-катол. дух. коллегии. В указе от 18.02.1875 говорилось, что коллегия перестает быть посредником между Католической Церковью в Р. и Св. Престолом, теряет свою юрисдикцию в брачных делах и не осуществляет вмешательство в процесс назначения епископов.

В 1842 в С.-Петербург была переведена Виленская духовная академия, именовавшаяся с того времени Санкт-Петербургской католической духовной академией. В 1859 Папа Пий IX обратился с посланием к митр. Могилёвскому В. Жилиньскому, указывая на необходимость учреждения собственной семинарии для Могилёвской архиепархии. Однако рос. пр-во не дало разрешения на открытие этого учебного заведения. Ситуация изменилась в 1872, и после долгих согласований в 1879 был официально утвержден статут архиепархиальной римско-катол. дух. семинарии (Санкт-Петербургская римско-католическая духовная семинария). 10.10.1879 митр. А. Фиалковский освятил семинарскую часовню и открыл первый учебный год. В 1879–1917 в семинарии прошли обучение 997 священников. В 1918 катол. академия и семинария в Петрограде были закрыты большевистским пр-вом.

Хотя переход русских в католичество был под запретом, отд. случаи перехода имели место: католиками были М.С. Лунин, П.Б. Козловский, С.П. Свечина, кн. И.С. Гагарин, И.М. Мартынов, Е.П. Балабин, В.С. Печерин, первая рус. женщина-богослов Е.Г. Волконская, философ, поэт и историк В.С. Соловьёв.

К кон. XIX в. возникли первые рус. катол. общины визант. обряда, богослужение в них ничем не отличалось от синодального, но своим главой вост. католики считали Папу Римского. Трудным был переход в католичество визант. обряда двух правосл. священников — Николая Толстого (1894) и Алексея Зерчанинова (1896), поскольку их не принимала лат. иерархия, а Правосл. Церковь и рос. пр-во подвергали преследованию. Рус. католиков визант. обряда решил взять под свою опеку занялся Львовский греко-катол. митр. Андрей Шептицкий. В 1907 он получил от Папы Пия X устные полномочия для «воссоединительной» работы в Р. В 1909 в С.-Петербурге был открыт первый рус. катол. храм визант. обряда. Но даже после опубликования манифеста Об укреплении начал веротерпимости от 17.04.1905 существование католиков визант. обряда в Рос. империи не было полностью легализовано, и в 1913 единственный храм, где совершались катол. богослужения по визант. обряду, был закрыт.

Февральскую революцию 1917 в Р. Католическая Церковь встретила с энтузиазмом, поскольку программа Временного пр-ва предоставляла ей долгожданные свободы. Катол. духовенство активно включилось в общественно-полит. жизнь. На собрании римско-катол. духовенства в Петрограде 3.03.1917 был создан организационный комитет, разработавший положения христ. демократии в церк. политике.

29–31.05.1917 в Петрограде под председательством митр. А. Шептицкого состоялся первый собор Русской Католической Церкви визант. обряда. Собор принял постановление об образовании экзархата в юрисдикции митр. А. Шептицкого, который назначил своим представителем для всей Р. свящ. Леонида Фёдорова с титулом экзарха.

25.07.1917 Папа Бенедикт XV назначил нового катол. митрополита в Р. — архиеп. Эдуарда фон Роппа. Католическая Церковь в Р. была реорганизована в пределах 6 епархий: Могилёвской архиепархии, Ковенской, Луцко-Житомирской, Каменец-Подольской, Минской и Тираспольской епархий. В 1921 был образован апост. викариат для Сибири, а в 1923 — Владивостокская епархия (Владивосток).

В результате Октябрьской революции в Р. начались гонения на религию и на Церковь. 23.01.1918 был издан декрет Совета нар. комиссаров Об отделении Церкви от государства. Последовавшая за этим декретом в авг. 1918 специальная инструкция лишала все рел. организации юридических прав и объявляла их имущество нар. достоянием. Попытки митр. Э. фон Роппа отстоять независимость Католической Церкви и ее имущественные права привели к его аресту 19.04.1919. Благодаря вмешательству Св. Престола при посредничестве Красного Креста он был освобожден и 17.11.1919 выехал в Польшу.

Началом разгрома Церкви в Р. стала кампания по изъятию церк. ценностей в помощь голодающим Поволжья. Непримиримость позиции архиеп. Я. Цепляка, протестовавшего против насильственного изъятия церк. ценностей, повлекла за собой волну репрессий. Катол. духовенство Петрограда предстало перед Верховным революционным трибуналом в Москве. Постановлением трибунала архиеп. Я. Цепляк и прелат К.Р. Будкевич были приговорены к расстрелу, 4 священника и экзарх Л. Фёдоров — к 10 годам заключения, еще 8 свящ. — к 3 годам заключения. Жестокость приговоров вызвала бурю протестов в церк. и полит. кругах всего мира. В накалившейся междунар. обстановке ВЦИК пересмотрел приговор лишь в отношении архиеп. Я. Цепляка; постановлением от 29.03.1923 смертный приговор ему был заменен 10 годами заключения. В отношении остальных подсудимых приговоры остались без изменений. Прелат Будкевич был расстрелян 31.03.1923.

В 1922–24 в Р. действовала организованная Папой Бенедиктом XV Папская миссия помощи голодающим во главе с амер. свящ. Э. Уолшем.

В апр. 1925 в Риме при Конгрегации по делам Вост. Церквей была создана специальная комиссия «Pro Russia». С этого времени на первый план в восточной политике Ватикана вышла фигура председателя комиссии иезуита Мишеля д’Эрбиньи. После тайной епископской хиротонии д’Эрбиньи дважды посетил СССР — в апреле–мае и июле–сент. 1926. В течение этих приездов он совершил тайную реорганизацию Католической Церкви в СССР, в результате которой на терр. Могилёвской архиепархии были учреждены 5 апост. администратур и на терр. Тираспольской епархии — также 5 апост. администратур; апост. администраторы были назначены также для Минской епархии, для находившейся на терр. СССР части Житомирской епархии и для Каменецкой епархии. Еп. М. д’Эрбиньи тайно рукоположил 4 епископов: Б. Слоскана, П.-Э. Невё, А. Малецкого и А. Фризона. Однако надеждам д’Эрбиньи на быструю легализацию этих епископов не суждено было оправдаться: все, кроме еп. Невё, были впоследствии арестованы, епископы Малецкий и Слоскан высланы из СССР, а еп. Фризон расстрелян в 1937. Еп. Невё совершил 30.04.1935 тайную епископскую хиротонию настоятеля с.-петерб. храма Лурдской Богоматери свящ.-доминиканца Ж.-Б. Амудрю, но уже в авг. 1935 тот был выслан из СССР. Настоятелем храма Лурдской Богоматери стал свящ.-доминиканец Мишель Флоран, но в 1941 он покинул СССР.

В 1931 был арестован свящ. Сергей Соловьёв и почти вся остававшаяся к тому времени на свободе моск. община католиков визант. обряда. В 1936 еп. Невё уехал на лечение во Францию и не получил от сов. властей разрешения вернуться в СССР. Настоятелем храма Св. Людовика в Москве стал свящ.-ассумпционист Л. Браун; он оставался на этом посту до дек. 1945.

В канун Второй мировой войны и в первые воен. годы в СССР различными путями, в т.ч. нелегальными, добирались катол. миссионеры, в осн. катол. священники визант. обряда, так или иначе связанные с основанной в 1928 в Риме Папской коллегией «Руссикум». Однако их деятельность пресекалась органами НКВД; все они были осуждены на различные сроки лагерей, в т.ч. амер. свящ.-иезуит У. Чишек, вернувшийся в США лишь в 1963.

Общая демократизация жизни сов. об-ва времен перестройки внесла перемены в положение Католической Церкви в СССР. Ист. прологом к восстановлению Католической Церкви в Р. стала встреча Папы Иоанна Павла II с президентом СССР М.С. Горбачёвым 1.12.1989. В 1990 были установлены дип. отношения между Р. и Св. Престолом. Представителями Св. Престола в Р. в последующие годы были архиепископы Ф. Коласуонно (1990–94), Дж. Буковски (1995–2000), Г. Цур (2000–03), А. Меннини (2003-11).

13.04.1991 в Риме было принято решение об учреждении на терр. РСФСР двух апост. администратур, что стало началом процесса восстановления иерархических структур Католической Церкви в Р. Апост. администратором для католиков европ. части Р. лат. обряда стал архиеп. Тадеуш Кондрусевич. Для азиатской части Р. апост. администратором был назначен Иосиф Верт, рукоположенный в епископы в моск. храме Св. Людовика 16.06.1991.

В Р. возобновилась деятельность катол. монаш. орденов и конгрегаций: помимо миссии ассумпционистов, не прерывавшейся с 1906, развернулась деятельность (в т.ч. благотворительная) францисканцев, доминиканцев, салезианцев, иезуитов, вербистов, редемптористов, лазаристов, паулинок, миссионерок Божественной любви и др. Значительную роль в обновлении дух. жизни совр. католиков в Р. играют катол. движения — Communione e liberazione, «Фоколяры», «Неокатехуменат».

Возобновилась издательская и просветительская деятельность католиков в Р.: публикуются катол. период. издания, выходят в свет катол. богослужебные, богосл. и ист. издания на рус. языке. В 1991 в Р. открылось отделение благотворительной организации «Каритас», в наст. время имеющее в Р. разветвленную структуру и осуществляющее разнообразные благотворительные программы, в т.ч. связанные с поддержкой домов престарелых, с помощью бедным, бездомным, больным, мигрантам, с созданием детских центров.

В 1991 в Москве был создан Колледж катол. теологии (в наст. время — Институт философии, теологии и истории св. Фомы).

В 1992 был зарегистрирован Независимый рос. регион Об-ва Иисуса в Москве.

В 1993 в Москве была открыта катол. семинария; ее основателем был монс. Бернардо Антонини (1932–2002); в 1995 в качестве Катол. высшей дух.семинарии Мария — Царица Апостолов она переместилась в С.-Петербург, в ист. здание, некогда принадлежавшее прежней римско-катол. семинарии.

В результате новой реорганизации структур Католической Церкви в РФ 18.05.1999 была учреждена апост. администратура Вост. Сибири с резиденцией в Иркутске (апост. администратором стал еп. Ежи Мазур); т.о., прежняя апост. администратура азиат. части Р. разделилась на администратуры Западной (еп. И. Верт) и Вост. Сибири. 23.11.1999 была учреждена апост. администратура юга европ. части Р. с резиденцией в Саратове (апост. администратором стал еп. Клеменс Пиккель); прежняя апост. администратура европ. части Р. разделилась на администратуры севера и юга европ. части Р. В янв. 1999 была учреждена Конференция катол. епископов Р. В янв. 2000 рос. катол. епископы совершили визит ad limina apostolorum, представив Папе Иоанну Павлу II итоги развития Католической Церкви в Р. за предшествующие годы.

В 2001 Орден францисканцев (OFM Conv) учредил рос. Ген. кустодию Св. Франциска, которую возглавил свящ. Григорий Цёрох (1962–2004).

В 2001–08 жизнь Католической Церкви в Р. была насыщена важными событиями: прошли Библейско-экклезиологические симпозиумы (май 2001 и май 2006), Евхаристические конгрессы, Дни молодежи, конференция «Спешите делать добро», посвященная доктору Ф.П. Гаазу, Дни Иоанна Павла II в Москве (май 2007 и май 2008), были организованы многочисл. паломничества в Рим, Лурд, Фатиму, Сантьяго-де-Компостелу и др. крупнейшие дух. центры Европы. 2.03.2002 состоялся телемост (с чтением молитвы розария) между моск. кафедр. собором Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии и Ватиканом, а 11.03.2006 — между храмом Св. Екатерины Александрийской в С.-Петербурге и Ватиканом. 5–8.10.2006 в Р. впервые прошла Пленарная ассамблея Совета епископских конференций Европы (в С.-Петербурге).
11.02.2002 Папа Иоанн Павел II возвел апост. администратуры в Р. в достоинство епархий. Архиепархию Божией Матери в Москве возглавил архиеп. Т. Кондрусевич, Преображенскую епархию в Новосибирске — еп. И. Верт, епархию Св. Климента в Саратове — еп. К. Пиккель, епархию Св. Иосифа в Иркутске — еп. Е. Мазур. 17.04.2003 новым главой епархии Св. Иосифа в Иркутске (вместо высланного из Р. еп. Е. Мазура) был назначен еп. Кирилл Климович. 27.10.2007 в Москве был рукоположен в сан епископа итал. свящ. Павел Пецци, ставший новым главой архиепархии Божией Матери в Москве.

Католическая Церковь активно участвует в обществ. и культ. жизни Р., содействуя дух. возрождению страны на основе христ. ценностей. Во мн. катол. храмах и дух. центрах проходят концерты классической и совр. музыки.

В сотрудничестве с науч. ин-тами катол. организации и центры проводят конференции и конгрессы по различной тематике: по семейным проблемам, по вопросам межконфес. диалога, взаимоотношений между Церковью и гос-вом и т.д.

После официального визита в Ватикан президента РФ Д.А. Медведева и его встречи с Папой Бенедиктом XVI (Й. Ратцингер) в дек. 2009 были установлены полномасштабные дипломатические отношения между Р. и Св. Престолом; представительство Св. Престола в Р. приобрело статус апост. нунциатуры.

Статистика Католической Церкви

В стране — 1 митрополия, 4 епархии, 396 приходов, 5 епископов, 120 епарх. свящ., 184 монаха-свящ., 19 монахов, 338 монахинь. Число католиков лат. обряда — 796 тыс.

Лит-ра: Цветаев Д.В. История сооружения первого костела в Москве. М., 1885; Пирлинг П. Россия и Папский престол. М., 1912; Шмурло Е. Русские католики конца XVII века // Записки русского научного института в Белграде 3 (1931); Янин В.Л. Русская княжна Олисава-Гертруда и ее сын Ярополк // Нумизматика и эпиграфика 4 (1963), 142–164; Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа: XII–XVII века. М., 1973; Бегунов Ю.К. Русское слово о чуде св. Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция // Slavia 43/1 (1974), 26–46; Пушкарёв Л.Н. Юрий Крижанич. М., 1984; Задворный В. Святой Папа Римский Климент и его культ в Древней Руси // Истина и жизнь 19 (1994), 34–39; Он же. Неудавшаяся миссия // То же 3 (1996), 40–43; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001; Россия и иезуиты: 1772–1820 / Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2006; Abraham W. Powstanie organizacji Kosciola Katolickiego na Rusi. Lwow, 1904; Hamburg G.M., Braun L. In Lubianka’s Shadow. Notre Dame (Ind.), 2006.

В. Задворный, А. Юдин

© Раздел статьи «Россия» из Католической Энциклопедии публикуется на нашем сайте с разрешения редакции Энциклопедии.

Добавить комментарий