Свет веры является драгоценным богатством для жизни человека, подчеркнул Бенедикт XVI в своей проповеди во время заключительной Мессы XIII ассамблеи Синода Епископов, посвященного новой евангелизации. Папа напомнил, что главная задача Церкви состоит в евангелизации и что долг всех христиан заключается в том, чтобы с радостью проповедовать Евангелие.
В качестве примера для современного человека, потерявшего надежду и смысл жизни, Бенедикт XVI указал Вартимея, исцеленного Иисусом слепого, о котором повествуется в литургическом чтении 30-го рядового воскресенья: «Чудо исцеления слепого Вартимея занимает важное место в Евангелии от Марка. Рассказ об этом помещен в разделе, который называется «Путь в Иерусалим», то есть последнее паломничество Иисуса в Святой Град на праздник Пасхи, туда, где, Он знает, Его ожидают страсти, смерть и воскресение. Чтобы взойти в Иерусалим из иорданской долины, Иисус проходит через Иерихон, и встреча с Вартимеем происходит у городских ворот, «когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа», – отмечает евангелист (10,46), – с тем самым народом, который вскоре после этого провозгласит Иисуса Мессией при Его входе в Иерусалим. Именно на Его пути сидел и просил милостыню Вартимей, имя которого означает «сын Тимея», как поясняет сам евангелист. Все Евангелие от Марка представляет собой путь веры, который постепенно разворачивается в школе у Иисуса. Его ученики являются главными действующими лицами этого пути, но есть и другие персонажи, играющие важную роль, и Вартимей – один из них. Его исцеление является последним чудом, которое Иисус совершает до Своих страстей, и не случайно это исцеление именно слепого, то есть человека, глаза которого утратили свет. Из других текстов нам также известно, что состояние слепоты имеет важный смысл в Евангелиях. Оно представляет человека, нуждающегося в свете Божьем, в свете веры, чтобы познать истинную реальность и идти по пути жизни. Очень важно признать себя слепыми, нуждающимися в этом свете, иначе можно остаться слепыми навсегда (ср. Ин 9,39-41).
Итак, в этом стратегическом пункте рассказа Марка Вартимей представлен как образец. Он слеп не от рождения, а потерял зрение: это человек, потерявший свет и осознающий это, но он не утратил надежды, сумел воспользоваться возможностью встречи с Иисусом и вверяет себя Ему, чтобы быть исцеленным. Услышав, что Учитель проходит рядом с ним, он кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (Мк 10,47), — и в ответ на попытки заставить его замолчать кричит еще больше (ст. 48). И когда Иисус зовет его и спрашивает, чего он хочет, Вартимей отвечает: «Учитель! чтобы мне прозреть!» (ст. 51). Вартимей представляет человека, который осознаёт свою болезнь и кричит к Господу, уверенный в том, что Он его исцелит».
Но Вартимей не только слепой, он еще и нищий, человек, потерявший большое богатство. Его положение “заставляет нас задуматься о том, что есть ценные богатства для нашей жизни, которые не материальны», – сказал Папа: «Вартимей может представлять тех, кто живет в регионах древней евангелизации, где свет веры ослабел и люди отдалились от Бога, не считая Его важным для своей жизни: эти люди потеряли большое богатство, по своей воле утратили свое высокое достоинство, – не экономическое или связанное с земной властью, а достоинство быть христианами; они потеряли прочный и надежный ориентир в жизни и стали, порой неосознанно, нищими в отношении смысла существования. Таких людей, нуждающихся в новой евангелизации, очень много».
«Новая евангелизация касается всех аспектов жизни Церкви», – подчеркнул Бенедикт XVI, подводя итог только что завершившемуся Синоду. Папа предложил три главных пастырских линии: первая касается важности Таинств и призыва к святости: «Истинными героями новой евангелизации являются святые: они говорят всем понятным языком — примером своей жизни и делами милосердия».
Во-вторых, новая евангелизация должна связываться с missio ad gentes, с “обновленным миссионерским динамизмом, главными действующими лицами которого являются прежде всего пастырские работники и верные миряне”: «Все люди имеют право знать Иисуса Христа и Его Евангелие; и этому соответствует долг христиан, всех христиан – священников, монашествующих и мирян – проповедовать Благую Весть».
В-третьих, – подчеркнул Бенедикт XVI, – “Церковь уделяет особое внимание крещеным, которые, однако, не живут в соответствии с принятым ими Таинством, — дабы они “вновь открыли для себя радость веры”: «Церковь старается применять также новые методы, разрабатывая новые языки, близкие различным культурам мира, предлагая истину Христа в атмосфере диалога и дружбы, основанной на Боге, Который есть Любовь».
Кроме того, – заключил Святейший Отец, – новые евангелизаторы имеют одну отличительную черту: радость сердца, которая исходит от встречи со Христом. И призвал – вслед за св. Климентом Александрийским – “сорвать оковы с истины – невежество, — чтобы созерцать истинного Бога”.
Источник: Радио Ватикана