СТема мученичества российских католиков в годы коммунистических репрессий стала одной из главных на международной конференции «Могилёвская римско-католическая архиепархия: свидетельства живой памяти. 1783-1939», которая состоялась в Санкт-Петербурге 6-9 декабря.
Конференция проходила по благословению ординария архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Павла Пецци. Организаторами выступили архиепархия Божией Матери в Москве, католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица апостолов» и петербургский католический приход св. Станислава при участии Государственного музея истории религии.
Научный форум был приурочен к 235-летию учреждения Могилёвской архиепархии (вскоре после основания епископская кафедра была перенесена в Петербург) – крупнейшего по территории католического диоцеза во всем мире, объединявшего большинство приходов на территории Российской империи.
В первый день конференции, 6 декабря, участники побывали в местах, связанных с историей Католической Церкви в России. Они посетили три католических храма, Российский государственный исторический архив, где хранятся важнейшие документы, относящиеся к деятельности Католической Церкви в царской России, бывшее здание римско-католической духовной академии, а также бывшее здание митрополичьей курии и резиденции Могилёвских архиепископов (ныне музей Г.Р. Державина).
7 декабря заседания проходили в Государственном музее истории религии. После оглашения приветственных посланий апостольского нунция в РФ архиепископа Челестино Мильоре и архиепископа Минско-Могилёвского Тадеуша Кондрусевича состоялась премьера фильма «Католики в Санкт-Петербурге».
Получасовой фильм, созданный христианским видеоцентром «Завет» (режиссер – Михаил Фатеев), рассказал об участии католиков в жизни Санкт-Петербурга от основания города (1703) до нынешнего времени. Особое место в документальной картине заняло повествование о тех испытаниях, которые выпали на долю католиков Города на Неве – епископов, священников, монашествующих и мирян – в годы коммунистических гонений.
Второй день работы конференции, 8 декабря, был по преимуществу посвящен католическим новомученикам ХХ века.
С докладом «Подвиг католических новомучеников Ленинграда в 1930-е годы» выступил один из авторитетнейших российских специалистов по истории антирелигиозных гонений в СССР Михаил Шкаровский – доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии.
Докладчик отметил, что хотя темой его выступления являются гонения 1930-х, гонения на Католическую Церковь в Советской России начались гораздо раньше: еще в 1919 был арестован митрополит Могилёвский Эдуард фон Ропп и еще два священника, в 1920 состоялось так называемое «польское дело», в 1922, в рамках процесса о сопротивлении изъятию церковных ценностей, были осуждены архиепископ Ян Цепляк и его сподвижники, в 1927 под суд были отправлены 27 подпольных католических семинаристов и их преподаватели…
Однако, продолжил историк, именно на рубеже 1920-30-х годов религиозная политика советской власти резко ужесточилась. Началось массовое закрытие храмов. Начались «не выборочные, но массовые» репрессии против католического духовенства. Их целью было полное уничтожение католического духовенства в СССР.
На первом месте в этой программе, отметил далее Михаил Шкаровский, стоял Ленинград – центр Католической Церкви в Советском Союзе. Только здесь действовала подпольная духовная семинария, созданная епископом Антонием Малецким. Студентов было очень мало – всего четыре человека в 1929 году. Днем они работали, а по вечерам собирались на квартире Малецкого, чтобы слушать его лекции, а также курсы, которые читали другие священники. В мае – июне 1930 года все четверо были арестованы по сфабрикованному делу «национал-шовинистической католической польской молодежной организации». В ноябре того же года они были приговорены к трем годам лагерей.
Михаил Шкаровский, подробно коснулся и других эпизодов гонений на католиков в Ленинграде в 1930-е годы. Исследователь подчеркнул, что материалы были взяты им в архивах ФСБ.
Он особо остановился на судьбе епископа Антония Малецкого, который, будучи обвинен в связях с иностранцами, организации подпольной семинарии и антисоветских высказываниях на проповедях, был арестован и сослан в Сибирь. При этом иерарх не дал никаких компрометирующих показаний на других священников. Малецкому «повезло»: в 1934 польское правительство добилось его выезда из СССР, и он скончался в начале 1935 года в Варшаве.
Мотивом для арестов часто служили такие обвинения, как передача двух мешков сухарей ссыльном епископу. Другим осужденным припомнили отправку в 1920 году телеграммы Ленину в защиту архиепископа Цепляка. Уликой в фабрикации процесса выступали и экземпляры папских энциклик, найденные при обыске в храмах и приходских домах.
Своеобразным «иммунитетом» во время большевистских гонений пользовались в СССР католические священники – граждане Франции, с которой советское правительство пыталось установить хорошие отношения. Власти так и не решились бросить в тюрьму священника Жана Амудрю, который в 1935 году был тайно рукоположен во епископа другим французом – епископом Пием Нёвё, служившим в Москве.
Узнав о его епископской хиротонии, власти вынудили его покинуть СССР, позволив при этом приехать в Ленинград другому католическому священнику-французу – Мишелю Флорану. Будучи настоятелем единственного действующего прихода в Ленинграде – храма Лурдской Богоматери – о. Флоран окормлял местных католиков вплоть до своей высылки из СССР в июле 1941 года.
Перед высылкой о. Флоран передал обязанности апостольского администратора Ленинграда священнику Павлу Хомичу, который был расстрелян в 1942 году.
Несмотря на жестокость гонений, отметил Михаил Шкаровский, к 1937 году 57% граждан СССР указали во время переписи, что они – верующие. В том числе католиками себя признали 434 730 человек. По свидетельству о. Мишеля Флорана, годы «большого террора» были «замечательны постоянным ростом желающих креститься и причащаться».
Священник Христофор Пожарский, настоятель петербургского храма св. Станислава, посвятил свое выступление ходу процесса прославления российских католических новомучеников. О. Христофор является постулатором в этом процессе с лета 2017 года.
Началом церковного прославления новомучеников, напомнил о. Христофор, можно считать письмо архиепископа Франческо Коласуонно, нунция в России в 1990-1994 гг., архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, в котором ватиканский дипломат призвал почтить память католиков, пострадавших за Христа при богоборческой власти.
Первым постулатором в процессе новомучеников стал священник Бронислав Чаплицкий. Именно он начал составлять мартиролог, который был издан в 2000 году. Вторым постулатором был о. Алексей Яндушев-Румянцев, третьим стал о. Пожарский.
Как отметил о. Христофор Пожарский, в абсолютных цифрах католических мучеников в Советском Союзе значительно меньше, чем православных: в Православной Церкви гонениям подверглись около миллиона мирян и около 60 000 священнослужителей.
Что касается католиков, то мартиролог, изданный в 2000, включает имена 1992 мучеников, пострадавших в советское время, а также в период нацистской оккупации.
Количество католических священнослужителей, расстрелянных или погибших в лагерях и ссылках, составляет 422 человека, рассказал о. Пожарский. 7 ноября текущего года, продолжил он, в петербургском храме св. Станислава была открыта мемориальная доска с именами 425 католических священников, пострадавших в годы советской власти. Однако, продолжил постулатор, названы еще не все. К этому списку можно добавить, еще 200 пастырей, пострадавших в СССР, и еще 120, погибших от рук бандеровцев на Украине.
Как отметил о. Христофор Пожарский, сегодня препятствием на пути прославления новомучеников остаются юрисдикционные формальности. За некоторых подвижников, считают в архиепархии Божией Матери в Москве, должны ходатайствовать греко-католики и монашеские ордена, к которым принадлежали некоторые из пострадавших. По свидетельству о. Пожарского, он трижды слал письма по данному вопросу главе УГКЦ верховному архиепископу Святославу Шевчуку, однако до сих пор так и не получил ответа.
Также в организации процесса прославления был допущен ряд формальных ошибок, затормозивших процесс, отметил о. Христофор. Так, сначала во главе прославляемых новомучеников был поставлен епископ Эдуард Профитлих – уроженец Германии, окормлявший католическую общину Эстонии в 1931 году и скончавшийся в советской тюрьме в 1942. Однако имя Профитлиха было малоизвестно в России, и в конце концов вопрос о его беатификации был передан в Эстонию.
На настоящий момент список мучеников, о прославлении которых ходатайствует архиепархия Божией Матери в Москве, возглавляет епископ Антоний Малецкий. В него также входят другие 14 подвижников: одиннадцать священников, две монахини и одна мирянка.
9 декабря конференция завершилась благодарственной мессой в храме св. Станислава. Собравшиеся молились о причисления российских Слуг Божиих Антония Малецкого и его сподвижников к лику блаженных. После мессы был оглашен акт мученичества 23 католических священников, отбывавших срок на Соловках и расстрелянных в Сандормохе (Карелия). Во время общей молитвы прихожане прочитали 425 имен священников, высеченных на плитах мемориала, открытого в церкви св. Станислава 7 ноября этого года.
Дмитрий Власов
Источник: Благовест-инфо