Послание архиепископа Павла Пецци на начало Пастырского года — главное в 10 пунктах


Как и в начале каждого Пастырского года, архиепископ Павел Пецци обратился с посланием к духовенству, монашествующим, семьям и всему народу Божиему Архиепархии Божией Матери в Москве. Тема послания в этом году: «Жизнь, достойная призвания». Вот его главные моменты в кратком изложении.

1. Чтобы жить, достойно призвания, епископ призывает всех верующих к более существенным и действенным отношениям с Христом и к любви к братьям. Это необходимо для реализации двух главных задач, стоящих сегодня перед нашей Церковью: обновление веры каждого её члена и радикальное переосмысление концепции наших приходов и общин.

2. Главное условие жизни, достойной призвания, — это «сладчайшая» память об Иисусе. Память в христианском смысле не является лишь воспоминанием о чём-то, что осталось в прошлом. Христианская память — это признание того, что Христос присутствует в нашей жизни здесь и сейчас. Верующие люди рискуют замкнуться внутри маленького мира беспокойства о собственных проблемах. Нам необходимо выйти за пределы самих себя. Святой Августин называет три аспекта отношений с Христом, которые расширяют горизонты наших сердец — это желание, поиск и ожидание Христа. Христос — это единственный Путь, Которым призваны следовать все крещёные.

3. В замысле Божием есть лишь одно фундаментальное призвание — это Крещение, которое по-разному осуществляется в жизни каждого человека. Крещение вводит нас в отношения с Христом, и уже внутри этих отношений Христос зовёт нас следовать за Ним определённым путём, обогащающим Крещение новыми дарами — будь то семейная или посвящённая Богу жизнь, — которые способствуют устроению и росту Церкви.

4. Молодость — особое время жизни человека, когда открывается призвание и принимаются важные решения, которые задают направление всей последующей жизни. Вот почему Церковь уделяет молодежи столько внимания.

Часто молодые люди чувствуют себя недостойными, неготовыми жить согласно тому призванию, которое предлагает им Бог. Этот страх Божий полезен, потому что он говорит о серьёзности, с которой мы воспринимаем призвание как дело всей жизни.

Хотя каждый молодой человек должен был бы быть в состоянии узнать своё призвание через голос совести, фактически это происходит редко — вот почему на пути распознания призвания необходимо сопровождение священника, который не «даёт» призвание, а помогает распознать знаки, которые Бог посылает каждому человеку через его таланты, склонности, характер и темперамент, а также встречи, которые происходят в его жизни. Нельзя заранее определить форму призвания. Оно открывается спонтанно, иногда почти незаметно, почти. Но для этого необходимо мужество сказать «нет» давлению общества.

Главное, что могут сделать священники и другие пастырские сотрудники, чтобы помочь молодёжи открыть своё призвание, — это самим жить достойно того призвания, к которому они призваны, заново открыть свои отношения с Христом и желание быть с Ним.

5. Брак — это, в первую очередь отношения двух личностей, но объективным аспектом брака остается забота о благе потомства, которая, конечно, не ограничивается рождением детей, но включает в себя также и воспитание. Органичная связь между этими двумя аспектами брака требует владения языком сексуальности как межличностного общения, в котором другого человека воспринимают серьёзно, с его священной и неприкосновенной ценностью.

Взаимная любовь в семье связана с открытостью к другому, способностью признать, что другой лишь отражает для меня любовь Бога, но не может быть моим полным счастьем, не может удовлетворять всем моим пожеланиям. Любовь в семье также тесно связана с доверием. В таинстве брака супруги берут не какие-то аспекты, не только то, что им нравится, но принимают другого как единое целое и, таким образом, принимают и признают присутствие другого «в счастье и в несчастье, в здравии и болезни», то есть в любых возможных обстоятельствах. Именно в этом всецелом принятии другой человек действительно становится сакраментальным присутствием Христа.

6. Ребёнок — это всегда дар, а не «право» или «собственность» родителей. Вот почему с точки зрения Церкви неприемлемы претензии «заполучить» детей любой ценой, как это происходит при гетерогенном искусственном оплодотворении или/и суррогатном материнстве.

Дети должны занимать важное место в нашей жизни, но при этом они не могут и не должны быть её «смыслом». Дети должны открыть и реализовать своё собственное призвание, а родители должны помочь им открыть это призвание, распознать его и жить им. В большинстве случаев важнейший выбор повзрослевшего ребёнка (выбор профессии, супруга и особенно — посвящённой Богу жизни) является моментом некоторого кризиса для родителей. К этому кризису можно готовиться, но и это не сможет гарантированно избавить от страданий и переживаний. Вот почему пастырская забота о призваниях должна включать в себя также и родителей.

Архиепископ назвал очень полезными «супружеские встречи» и другие методы, которые помогают супругам вернуть доверие друг к другу и укрепить отцов и матерей в их ответственности за воспитание детей.

7. В прошлом году в России впервые началась подготовка постоянных диаконов. Это служение вызывает интерес, но с ним связаны и определенные недоразумения.

Диакон не является «временно исполняющим обязанности» священника!

Диакон должен быть «учителем», поскольку провозглашает Слово Божие и предлагает его верующим, должен быть тем, кто освящает народ Божий, поскольку преподаёт таинства, и быть «вождём», поскольку он призван одушевлять общину или малые группы, особенно группы семей. Среди этих служений особое место занимает собственно диакония, в которой диакон олицетворяет собой Христа, пришедшего служить бедным, искать бедных, сопровождать человека в его нуждах и потребностях.

Служение диакона соединяет в себе два таинства: священство и брак. Конференция епископов приняла решение, что постоянные диаконы должны быть женатыми. Своей жизнью в браке диакон призывает всех к единству Церкви, к единству разных харизм и призваний в едином теле Церкви. Жена призвана участвовать в призвании мужа-диакона, чтобы диаконское служение стало не препятствием для семьи и брака, но обогащением. Это значит также, что нельзя рассчитывать на то, что диакон будет занят в общине каждый вечер, после ежедневной работы! Причем чаще всего в наших условиях речь будет идти о светской работе, потому что только в очень редких случаях Церковь будет в состоянии принять диакона на работу. Всё это необходимо рассматривать как возможность свидетельства в миру, как особую благодать, данную именно этому призванию.

8. Для того, чтобы принять на себя ответственность жить своим Крещением и углублять его в личном призвании, необходимо возрастать в познании Христа. Архиепископ приглашает всех нас задать себе вопрос: повзрослели ли мы в вере и в познании Христа в течение прошедшего пастырского года? Возросла ли наша близость к Христу? Или же, наоборот, мы чувствуем, что каким-то образом отдалились от Него?

Каждый из нас должен оглянуться на себя: стали ли более человечными взаимоотношения в моей семье, отношения между мужем и женой, между родителями и детьми? Стали ли более милосердными, бескорыстными наши отношения с людьми в приходе, на работе, с соседями, с нуждающимися? Вот каким образом мы можем измерить познание Христа в нашей жизни! Для этого нам нужно лишь оторвать взгляд от самих себя и обратить его к Христу. И тогда оживут и наши семьи, и наши приходы.

Постараемся увидеть тех, кто нуждается в нашей помощи и нашем сопровождении. Мы призваны делиться богатством своего христианского опыта с другими людьми. Не позволим себе, чтобы те, кто живёт вместе с нами или по соседству, те, с кем мы встречаемся на пути, чувствовали себя одинокими, брошенными, чтобы они потеряли доверие Богу и Церкви из-за трагедий своей жизни. Пойдём им навстречу, посетим их, протянем им руку, помолимся вместе с ними или просто останемся в молчании, но рядом с ними, вместе с ними.

9. В заключение послания архиепископ призвал всю поместную Церковь в новом пастырском году размышлять о концепции и жизни наших приходов и общин. Пришло время укоренения и обновления наших приходов и общин в духе открытости, принятия людей, евангелизации. Для этого необходимо, чтобы на разных уровнях (приходские собрания и группы, деканальные встречи, пастырские встречи священников и монашествующих) шло плодотворное размышление над этой темой. В течение нового пастырского года будут разосланы материалы, которые помогут этой работе. Осмыслению результатов этой работы будет посвящена Всеепархиальная пастырская конференция, которая состоится в Санкт-Петербурге с 18 по 21 июня 2019 года.

10. Архиепископ приглашает нас молиться словами молитвы св. Бернарда Клервоского о том, чтобы сладчайшая память о Христе стала более глубокой, а наше сердце открылось и устремилось навстречу Христу и нашим братьям:

Jesu dulcis memoria Об Иисусе сладостно
Dans vera cordis gaudia: помыслить в сердце благостно,
Sed super mel et omnia но свыше меры счастие
Ejus dulcis præsentia. дарит Его присутствие.
Nil canitur suavius, О, воздыханье милое,
Nil auditur jucundius о, псалмопенье тихое,
Nil cogitatur dulcius о, помышленье дивное,
Quam Jesus Dei filius. о, Имя Иисусово.
Jesu spes pænitentibus, Иисусе, свет блуждающих,
Quam pius es petentibus! Ты благо для взывающих,
Quam bonus te quærentibus! Ты дар для вопрошающих,
Sed quid invenientibus? но что – для обретающих?
Nec lingua valet dicere, Ни разум не изведает,
Nec littera exprimere: ни слово не поведает,
Expertus potest credere, но испытавший ведает
Quid sit Jesum diligere. и радость исповедает.
Sis Jesu nostrum gaudium О Иисусе, вечное
Qui es futurus præmium дай о Тебе веселие,
Sit nostra in te gloria открой любовь неложную,
Per cuncta semper sæcula. вовеки непреложную.
Amen. Аминь.

(св. Бернард Клервоский) (перевод: С.С. Аверинцев)

Полный текст Послания: https://goo.gl/Ak8yag