Вопрос об использовании вакцин в целом является предметом живой общественной дискуссии. В последние месяцы Конгрегация вероучения получила несколько запросов по поводу использования некоторых вакцин против вируса SARS-CoV-2, вызывающего Covid-19. Конкретно речь идет вакцинах, которые были разработаны и произведены с использованием клеточных линий из тканей, полученных в результате двух абортов, совершенных в прошлом веке. В то же время в СМИ появлялись различные и иногда противоречащие друг другу заявления епископов, католических ассоциаций и экспертов, которые ставили под сомнение нравственность использования этих вакцин.
На эту тему уже существует важное заявление Папской академии жизни под названием «Нравственные соображения о вакцинах, изготовленных из клеток абортированных человеческих эмбрионов» (5 июня 2005 г.). Впоследствии настоящая Конгрегация выразила свое мнение по этому поводу в инструкции Dignitas Personae (8 сентября 2008 г.) (см. №№ 34 и 35). В 2017 году Папская академия жизни вернулась к теме, издав свою ноту. Эти документы предлагают некоторые общие руководящие критерии.
Поскольку первые вакцины против Covid-19 уже доступны для распространения и применения в разных странах, настоящая Конгрегация намерена предложить некоторые указания для разъяснения этого вопроса. В наши намерения не входит судить о безопасности и эффективности этих вакцин, даже если это и является этически значимым и необходимым, поскольку таковая оценка является обязанностью биомедицинских исследователей и агентств по лекарственным средствам. Наша цель здесь состоит в оценке морального аспекта использования вакцин против Covid-19, которые были разработаны с использованием клеточных линий из тканей, полученных от двух намеренно абортированных плодов.
1. Как было сказано в инструкции Dignitas Personae, при использовании клеток абортированных плодов для создания клеточных линий для научных исследований «существуют различные степени ответственности» [1] за соучастие во зле. В частности, «в организациях, использующих клеточные линии незаконного происхождения, ответственность тех, кто принимает решение об их использовании, отличается от ответственности тех, кто не имеет полномочий принимать такие решения» [2].
2. В виду этого, когда этически доброкачественные вакцины против Covid-19 являются недоступными (например, в странах, где этически доброкачественные вакцины недоступны для врачей и пациентов, или где их распространение затруднено из-за особенностей хранения и транспортировки, или когда различные типы вакцины распространяются в одной и той же стране, но органы здравоохранения не позволяют гражданам выбирать вакцину для прививки) будет морально приемлемым применение вакцин против Covid-19, для разработки и производства которых были использованы клеточные линии из абортированных плодов.
3. Главная причина для того, чтобы считать использование этих вакцин морально законным, состоит в том, что сотрудничество в зле аборта (материальное пассивное сотрудничество), в результате которого были получены клеточные линии, использованные для производства вакцины, носит отдаленный характер. Моральный долг избегать подобного пассивного материального сотрудничества не обязывает в случае серьезной опасности, такой как распространение серьезного патогена, которому невозможно противостоять иными способами: [3] в данном случае —пандемия вируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19. Следовательно, можно считать, что в данном случае все вакцины, признанные клинически безопасными и эффективными, могут быть использованы в доброй совести, с сознанием того, что использование таких вакцин не образует формального соучастия в аборте, в результате которого были получены клетки для производства вакцины. Однако следует подчеркнуть, что морально законное использование этих типов вакцин в виду особых условий, которые делают его таковым, не означает оправдания, пусть даже косвенного, практики абортов, и необходимым образом предполагает противодействие этой практике со стороны тех, кто пользуется этими вакцинами.
4. Действительно, законное использование этих вакцин никоим образом не подразумевает морального одобрения практики использования клеточных линий, происходящих от абортированных плодов. [4] Поэтому как фармацевтические компании, так и государственные учреждения здравоохранения призваны производить, одобрять, распространять и предлагать этически приемлемые вакцины, которые не заставляют поступать против своей совести ни работников здравоохранения, ни людей, получающих вакцины.
5. В то же время с практической точки зрения очевидно, что вакцинация, как правило, не является моральным обязательством и, следовательно, должна быть добровольной. В любом случае, с этической точки зрения, нравственная оценка вакцинации определяется не только обязанностью защищать собственное здоровье, но и обязанностью содействовать общему благу. В отсутствие других возможностей остановить или даже предотвратить эпидемию, общее благо может составлять показание к вакцинации, особенно для защиты самых слабых и наиболее уязвимых. Тем не менее, те, кто из соображений совести отказывается от вакцин, произведенных с использованием клеточных линий, полученных от абортированных плодов, должны с помощью других профилактических средства и соответствующего поведения избегать стать распространителями инфекции. В частности, они должны предотвратить любой риск для здоровья тех, кто не может быть вакцинирован по медицинским или другим причинам, и наиболее уязвим.
6. Наконец, на фармацевтической промышленности, правительствах и международных организациях лежит моральный долг сделать все необходимое для того, чтобы вакцины, эффективные и безопасные для здоровья, а также приемлемые с этической точки зрения, были доступны также в наиболее бедных странах, на приемлемых для них условиях. В противном случае отсутствие доступа к вакцинам стало бы еще одним поводом для дискриминации и несправедливости, которая обрекает бедные страны на продолжение жизнь в условиях бедности, связанной со здоровьем, экономической и социальной [5].
Верховный понтифик Франциск на аудиенции, данной 17 декабря 2020 года нижеподписавшемуся префекту Конгрегации вероучения, изучил данную ноту и одобрил ее публикацию.
Дано в Риме, в штаб-квартире Конгрегации вероучения, 21 декабря 2020 г., в литургическую память св. Петра Канизия.
Кардинал Луис Ладария, SJ
Префект
Джакомо Моранди,
титулярный архиепископ Черветери
Секретарь
[1] Конгрегация вероучения, Инструкция Dignitas Personae (8 декабря 2008 г.), н. 35; ААС (100), 884.
[2] Там же, 885.
[3] См. Папская академия жизни, Моральные соображения о вакцинах, изготовленных из клеток абортированных человеческих эмбрионов, 5 июня 2005 г.
[4] См. Конгрегация вероучения, Инструкция Dignitas Personae, n. 35: «Когда преступление одобряется законами, регулирующими систему здравоохранения и науки, необходимо дистанцироваться от несправедливых аспектов этой системы, чтобы не создавать впечатление определенной терпимости или молчаливого принятия глубоко несправедливых действий. Фактически, это способствовало бы росту безразличия, если не благосклонности, с которой эти действия воспринимаются в некоторых медицинских и политических кругах».
[5] См. Франциск, Обращение к волонтерам и друзьям Banco Farmaceutico, 19 сентября 2020 г.