Обобщение епархиального этапа Синодального процесса в Епархии Святого Климента в Саратове

ВВЕДЕНИЕ

1. «Церковь Божия созвана на Синод». Наша Церковь, странствующая на территории 26 субъектов центральной и южной части Российской Федерации, по зову Святейшего Отца Франциска собралась, чтобы, посмотрев на пройденный путь, осознать, как Дух направлял её в эти трудные годы возрождения, и распознать пути, ведущие к тому, чтобы стать воистину синодальной Церковью, в которой все идут вместе, проповедуя Евангелие. Начало Синодального процесса протекало в атмосфере тревоги и опасений, особенно со стороны духовенства, и шло, в целом, достаточно тяжело. По этой причине координационная группа епархиальной стадии процесса встретилась в онлайн формате всего несколько раз. В результате стала очевидна необходимость живого начала приходских встреч и обсуждения предложенных тем, с целью понять реальное значение самого начавшегося сверху процесса. Был риск превратить онлайн встречи в бесконечные дискуссии, лишенные конкретных результатов, однако, некоторые приходы взяли на себя инициативу и дали ход проведению конкретных встреч на местах. В результате стали появляться первые плоды «синодальности».

Епархия Св. Климента в Саратове состоит из 42 приходов и 26 пастырских центров постоянного окормления, и приблизительно насчитывает 20407 католиков. В Синодальном процессе приняло участие около 20 приходских общин. Учитывая, что подобный опыт в Епархии первый, активность католиков можно оценить, как достаточно высокую. Стоит отметить, что в приведённых цифрах отсутствуют данные о коллективном мнении монашеских общин, по причине того, что внутри общин не проводилась работа Синода. Однако, отдельные представители этих общин высказывались на приходских встречах. Приходится констатировать, что не всем были понятны цели и задачи Синодального процесса.

I. ВНУТРИПРИХОДСКОЕ ОБЩЕНИЕ

2. В приходах, где проводились синодальные встречи, возможность высказаться была предоставлена каждому. Участники в целом высоко оценили возможность быть услышанными, что немало способствовало сплочению групп. Приобретённый в ходе Синодального процесса опыт диалога может стать путем для дальнейшей работы в приходах, однако следует учитывать важность соответствующего уровня организации работы и опытность модератора, способного грамотно организовать работу группы и настроить ее на диалог, объясняя важность не только высказываться по собственной позиции, но и слушать ближнего.

3. По мнению большинства участников, важным является наличие теплой, семейной атмосферы в маленьких российских приходах, которую нужно сохранять и укреплять. Важными спутниками являются священники и монахини, от которых люди получают духовную поддержку. Для определённого круга участников важной оказалась социальная, благотворительная поддержка, полученная в приходе или каритативной службе. Имеет место положительный опыт поддержки со стороны катехитических, библейских и молитвенных групп, опыт проведения совместных праздников, паломничеств, межприходских мероприятий и встреч. Важной является возможность личного контакта священнослужителя с каждым отдельным прихожанином. Церковь открыта всем: верующим, неверующим, богатым и бедным – никого не исключает и всегда с радостью готова принять всех.

4. В приходах нашей поместной Церкви немало отзывчивых людей, готовых к сотрудничеству, помощи и диалогу. Наблюдается интерес к внутрицерковной жизни. Вместе с тем, в значительной степени отмечается и пассивность существенной доли мирян, страх принятия на себя ответственности в осуществлении приходской деятельности. Как следствие, постоянно действующими лицами в приходе оказываются священники, монашествующие и лишь малая доля мирян. В связи с этим были высказаны предложения по работе с прихожанами, целью которых являлось бы повышение уровня ответственности последних, содействие увеличению их самоорганизации посредством предоставления возможности действий в четко определенных сферах и областях. Было предложено полнее информировать мирян о нуждах прихода, предоставлять допустимую свободу действий, ставить четкие цели, задачи, предлагать лучшие средства их достижения, оставляя возможность творческой работы. Было предложено включать мирян в административную и финансовую сферу и в работу по благоустройству прихода в целом.

5. Была озвучена проблема недоверия прихожан по отношению к духовенству. Одной из главных причин названа оторванность представителей клира от реалий российского общества и народной ментальности, следствием чего становится недопонимание между духовенством и мирянами. В качестве средств преодоления предложено возобновление деятельности приходских советов, широкое вовлечение в их работу прихожан, а также обеспечение прозрачности административной работы прихода, более широкое информирование прихожан о финансовом состоянии прихода и требований по его обеспечению.

6. Частым пожеланием, высказанным в ходе епархиальной стадии Синодального процесса, было обеспечение непрерывного, более глубокого развития христианской формации. Многие отмечают проблему низкого уровня понимания основ собственной веры. В качестве причин приводятся: низкая доступность катехизационных курсов, избирательный подход к категориальному формированию групп, прекращение развития христианского образования с момента полного вхождения в общение с Церковью. В качестве средств предлагается расширить охват прихожан катехизацией, вводя курсы по углублению веры, учитывая разные возрастные категории.

7. Неоднократно высказано пожелание поиска адекватного пастырского подхода в работе с мужчинами, многие из которых выражают желание активного участия в приходской жизни. Но были высказаны и мнения о роли именно женского служения и увеличения роли женщин-мирянок в жизни Церкви. Также недостаточно охвачены приходскими активностями одинокие бездетные люди средних лет, а также те, кто страдает хроническими заболеваниями или утрачивает возможность активно участвовать в жизни прихода в силу преклонного возраста.

8. Отмечается, что работа с молодёжью носит весьма специфический характер: с молодыми людьми активно занимаются, в основном, просветительской и пастырской работой, но их собственные инициативы и их голос в Церкви остаётся не в полной мере услышанным. Также нужно учитывать специфику участи групп иностранных студентов в жизни российской поместной Церкви: молодые люди из других стран иногда держатся особняком, образуют действительно активные «диаспоры» внутри приходов, выполняют массу важных хозяйственных функций, но большинство из них покидают страну после окончания обучения. При этом российские дети и молодёжь, которые остаются без должного внимания и соответствующего их нуждам окормления, удаляются от Церкви – и это может быть, как самоустранение их из литургической жизни, так и непонимание, что приходская жизнь не ограничивается участием в Св. Мессе.

9. Безусловно, нуждаются в окормлении и пастырской заботе более или менее многочисленные представители маргинальных групп, в том числе, сексуальных меньшинств, сторонников радикальной модернизации или, наоборот, традиционализации Церкви. Часто сбитые с толку и дезинформированные окружающим обществом, они, тем не менее, заявляют о своём желании быть с Богом и находиться в полном общении с Католической Церковью.

10. В качестве средств углубления веры и более тесного общения мирян и духовных лиц внутри приходов, в числе прочего, были предложены более частые приходские и межприходские мероприятия, паломничества, встречи семей (причем, не только супружеских пар с детьми) и иных групп – одиноких мужчин, одиноких женщин, молодых бездетных супружеских пар и т.д. Также решением проблемы видится организация и предоставление каналов связи для самоорганизации мирян, в том числе в интернет-пространстве. Те площадки в Рунете, на которых ведутся более свободные обсуждения, оставлены без пастырей. Другие ресурсы, наоборот, слишком клерикальны, категоричны. Предлагается создание официальных диалоговых площадок, форумов, сообществ в соцсети ВКонтакте, курируемых зрелым пастырем.

11. Так же возможно привлечение мирян к организации благотворительной деятельности внутри прихода и шире, в рамках всей Епархии.

II. ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

12. Был отмечен положительный опыт участия в Литургии, паралитургии и посещения храма в целом. Многократно возносилась огромная благодарность Богу за наличие храма, постоянного священника и сестер там, где они есть. Прослеживается огромное желание общин иметь постоянных священнослужителей там, где они по каким-либо причинам отсутствуют. В качестве замечаний было указано на отсутствие должного развития литургического служения мирян, для преодоления которого предлагается проведение занятий по подготовке к служению министрантов, чтецов, канторов, органистов, хористов – возможно, на уровне регионов и/или епархий (ввиду того, что на приходском уровне может не хватать ресурсов). Отмечена важность красивого и достойного оформления и убранства храмового пространства. В качестве препятствий к регулярному посещению Святых Месс были указаны отдаленность от храма, низкий уровень сознания важности регулярного посещения храма, личные обстоятельства, негативный пример окружения (православная практика), а также неудобное расписание Св. Месс в обязательные торжества, выпадающие на будни, в связи с чем работающие в это время прихожане не могут вовремя попасть в храм. Последняя проблема легко решаема перенесением даты празднования торжества на ближайшее воскресенье (вкупе с объяснением важности посещения храма в торжественные даты).

13. Отдельно хотелось отметить важность понимания роли Литургии Часов и других форм служения в отсутствии священника. Существует острая необходимость обучить и подготовить мирян (с последующим их посвящением в служение аколитов) – особенно в тех приходах, которые лишены священников, но и в других приходах тоже. Также нужно поощрять и поддерживать малые библейские и молитвенные группы в приходах и шире, на уровне межприходского общения, в том числе и онлайн.

14. Участники Синодального процесса отметили важность наличия иных обрядов на территории Епархии Св. Климента. В частности, из, предположительно, 100 тысяч армяно-католиков, проживающих на территории Российской Федерации, большая часть проживает в южных регионах и крупных городах Епархии Св. Климента. В некоторых приходах их присутствие является доминирующим. В настоящее время существуют два территориальных прихода для армяно-католиков. Однако ввиду недостатка собственных священнослужителей, верующие Армянской католической церкви посещают латинские приходы. Схожим образом обстоит дело и с католиками византийского обряда. Для некоторых, осознанно выбравших воссоединение с Католической Церковью, существенной проблемой является долгий срок катехизации и невозможность причащать детей. Думается, увеличение количества общин византийского обряда или иные решения (на уровне личных диспенсаций) решило бы эту проблему. На территории Епархии проживают и католики ассирийского происхождения, которые также участвуют в богослужениях латинского обряда. Следует отметить, что вопрос духовного окормления и взаимодействия духовенства латинского и указанных обрядов не был озвучен на синодальных встречах должным образом и требует в дальнейшем более глубокого обсуждения.

15. Было отмечено влияние на верных католиков приверженцев дореформенного Тридентского обряда, относящихся к лефевристам или седевакантистам. По мнению некоторых членов общины, это влияние часто носит деструктивный характер и подрывает веру мирян. В качестве факта был отмечен низкий уровень интеграции «традиционалистов», их нежелание поиска путей взаимодействия в сочетании с острой критикой Церкви. Кроме того, внутри самой Церкви так же есть верные, симпатизирующие в той или иной мере дореформенному обряду. В связи с этим было предложено обратить внимание на такие группы с целью помочь им интегрироваться в общину наиболее полным образом.

III. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

16. Миссионерская деятельность – смысл и жизнь Церкви. Трудность видится в том, что католичество в России в русской культуре часто воспринимаются, как чуждый, более того, враждебный элемент. Эта позиция культивируется в последнее время в СМИ и происходит, в том числе, из-за плохой информированности, а подчас и дезинформированности населения. О Католической Церкви в России знают очень мало, люди не имеют о ней адекватного представления. Критика в адрес западного общества практически не разделяет политику и веру, в результате чего страдает представление о Католической Церкви. В качестве средств преодоления и исправления такой тенденции была предложена более активная деятельность католиков Епархии в СМИ и медиапространстве. Разумным представляется широкое представление позиции Католической Церкви в популярных социальных сетях. Кроме того, было высказано мнение, что храмы должны быть открыты как можно более продолжительное количество времени в течение дня. Более интенсивным должно быть привлечение людей и способствование их знакомству с католиками посредством организации культурных мероприятий, таких как выставки, ярмарки, органные концерты, киноклубы, клубы настольных игр, организация общедоступных библиотек с католической литературой и читательских клубов в них. Часть этих и других мероприятий можно организовывать онлайн, в частности, оцифровка и популяризация в Интернете католической литературы, организация циклов лекций и форумов по обсуждению прочитанного и услышанного.

Важным представляется и соответствующее воспитание в вере самих прихожан, развитие в них осознания собственной роли, как миссионеров и посланников Христа. Таким образом, объяснив позицию Церкви по ключевым наболевшим вопросам, часто поднимаемым в СМИ, можно преодолеть сомнения и дезинформированность самих верующих, воспитать в них ответственность за миссию, которая начинается в каждом конкретном приходе и каждом конкретном человеке.

17. Участники Синодального процесса отметили, что вероучительная позиция Церкви по важным и наболевшим морально-нравственным вопросам звучит достаточно слабо, и остается неуслышанной или же непонятой многими людьми, включая и самих католиков. Причина в том, что на приходском уровне недостаточно внимания уделяется разъяснению вероучения, а также информированию прихожан об актуальных решениях Святого Престола в области взаимодействия внутри Церкви и вне её.

18. Межконфессиональный диалог является важной составляющей для католиков в условиях российских реалий. Множество участников выразило надежду на сближение церквей и укрепление единства. Вместе с тем очевидной стала проблема низкого уровня историко-богословской образованности, отсутствия единого представления о причинах разделения церквей. Наблюдался скорее эмоциональный, нежели интеллектуальный подход к усвоению и изложению проблемы. Очевидным стало непонимание многими участниками разницы между межконфессиональным и межрелигиозным диалогом.

В российских условиях тема экуменического и межрелигиозного диалога является актуальной, учитывая условия многих семей, живущих в смешанных браках. Следствием непонимания причин разделения часто становятся трудности в сохранении верности собственной вере.

В качестве средства преодоления непонимания и содействия укреплению единства была предложена организация мероприятий для верующих православной и протестантских деноминаций по ознакомлению с позицией Католической Церкви. Одним из таких мероприятий могут быть встречи семей, участие католиков в благотворительной деятельности православных приходов и других религиозных и общественных организаций.

IV. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

19. Миряне мало вовлечены в заботу о храме и приходе. Нужно обновить приходские советы, в которые войдут представители разных групп. Из них следует выбрать ответственных за различные служения; вокруг них должны будут формироваться рабочие группы.

20. Большое количество прихожан чувствуют себя выброшенными из-за того, что работа ведется только с избранными категориями.

21. Для прихожан важным оказывается межприходское общение. Нужно развивать поездки и паломничества внутри Епархии и шире.

22. Нужно развивать пастырскую работу с семьями, в том числе с теми, где имеет место смешанный брак, пока нет детей или имеет место второй брак, заключенный в РПЦ или гражданский с атеистом (без венчания ввиду нежелания одного из супругов). Также требуется духовная и моральная поддержка сексуальных меньшинств и других групп, которые могут быть названы маргинальными.

23. Необходимо пересмотреть возможности катехизации и углубления веры для всех категорий прихожан. Это могут быть также онлайн-группы, собранные из разных приходов. Особое внимание следует уделить женским и мужским служениям, тщательной подготовке тех, кто исполняет литургические обязанности. Отдельно предлагается обучать и поддерживать тех, кто сможет читать Литургию Часов и служить в других паралитургических формах там, где нет священников.

24. Необходимо пастырское окормление католиков восточных обрядов. Отдельным образом должна проводиться работа с симпатизирующими дореформенной Мессе латинского обряда.

25. Предлагается развивать сотрудничество с благотворительными организациями, как государственными, так и религиозными иных конфессий.

26. Важно активнее представлять Католическую Церковь в России в медиапространстве, развивать сайты приходов, разрабатывать католические приложения на русском языке, активнее работать в популярных социальных сетях.

27. Необходима оптимизация работы священствующих и монашествующих внутри приходов и на межприходском уровне: нужно выявлять из числа клира тех, кто обладает определенной харизмой для делегирования им епархиальных служений (курирование поездок, работа с молодежью и другими группами должны осуществлять именно те, кто имеет к этому склонность и чья деятельность на этом поприще будет наиболее эффективна).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28. Подводя итоги епархиального этапа Синодального процесса в Епархии Св. Климента в Саратове, можно отметить достаточно высокий уровень вовлеченности участников, чувство ответственности за собственную веру и Церковь, и желание поиска путей улучшения существующего положения. Процесс выявил определенные трудности в межчеловеческом сотрудничестве, проблемы в понимании вероучения и других сферах (как то, недостаточный охват прихожан разных социальных и возрастных групп пастырской работой и внелитургическими формами активности). Однако, вместе с тем, имеет место желание исправления, духовного возрастания, все более тесного соединения со Христом и открытость ближним. Этому способствует фундаментальная идея синодальности – слушать другого. При этом напомним и о том, что цели и задачи Синодального процесса в нашей Епархии до сих пор поняты далеко не всеми. Стремление к диалогу требует духовного роста и упражнения в смирении. Основой же всего является личная встреча со Христом, которая требует трепетного взращивания и укрепления. Ценность Синодального процесса видится в том, что он способствует поиску своего места и возможной сферы ответственности в общине, осознанию собственной ответственности за отношения с Богом и поиску путей служения ближнему. Таким образом, мы призваны все глубже входить в тайну христианской веры в тесном сотрудничестве как с клиром и монашествующими, так и за счет увеличения роли мирян в Церкви.

Обобщение пути, пройденного в эти месяцы, уже стало поводом для синодальности. Это было не просто, учитывая условие диаспоры католиков нашей Епархии, различить и объединить все, что мы считали наиболее важным. Наверняка, работа в этом отношении несовершенна. Тем не менее, мы считаем, что результат будет для некоторых общин хорошей мотивацией для продолжения начатого пути, в то время как для других это может быть вдохновением, чтобы начать идти по нему.

Не все темы для размышлений, предложенные в Подготовительном Документе, рассматривались с одинаковой глубиной. Некоторые из них были лишь поверхностно затронуты, без подведения итогов и конкретных выводов. Создаётся впечатление, что мы действительно находимся в начале пути. Поэтому, выражаем надежду на то, что те приходы, которые приняли призыв Синода и активно работали, не остановятся, но собирая выявленные плоды Духа будут их развивать и делиться ими. Также надеемся, что и все остальные присоединятся, ведь «путь синодальности это — путь, который Бог ждёт от Церкви третьего тысячелетия».

О. Диогенес Уркиза
Координатор епархиального процесса