Подведение итогов синодальных встреч в Епархии Святого Иосифа в Иркутске

В Епархии Святого Иосифа, учитывая специфику епархии и огромное расстояния между приходами и деканатами, была дана рекомендация создавать синодальные группы на базе приходов, иногда создавать больше групп в рамках одной приходской общины. Проходили также встречи групп в рамках отдельных деканатов, однако они имели нерегулярный характер.

Оценивая активность отдельных священников, монашествующих и приходских общин надо констатировать, что далеко не все включились в синодальный процесс. Однако были такие, кто синодальные встречи использовали для активирования приходских общин и включения достаточно большой группы прихожан в синодальный путь.
Появилась группа людей вне католической общины, которая высказалась на некоторые вопросы.

1) Попутчики
Кто те люди, которые идут вместе с нами в нашей поместной Церкви?

— С нами идут те, кто готов обучать и жаждет обучения;
— С нами идут те, кто обрел веру в своей семье. И это семья, прежде всего, призвана передавать дар веры;
— С нами идут те, кого любим, и кто вместе со нами на Евхаристии;
— С нами идут те, кто хочет создать обновленный лик прихода; кто радеют за приход и ищут возможности для того, чтобы он стал более сплоченным;
— С нами идут люди с живой осознанной христианской верой;
— С нами идут те, кто разделяет с нами Евхаристию, с кем мы вместе участвуем в святой Мессе, она – центр нашего общения;
— Люди, без которых не было бы нашей веры. Это «живые камни». Наши спутники по жизни, которые дают нам пример из жизни, даже если они не ходят в Церковь, не читают Евангелие;

Кого мы имеем в виду, когда говорим: «наша Церковь»?

— Говоря «наша Церковь», мы имеем в виду всех, кто принадлежит Вселенской Католической Церкви, кто считает себя католиком и относит себя к ним. Сюда же относим тех, кто чувствует себя в общине (среди нас) комфортно;
— Когда мы говорим «наша Церковь», мы в первую очередь имеем в виду католиков, но также и других верующих людей, которые не полным образом, но так или иначе разделяют с нами веру и христианские ценности – православные, протестанты, иудеи и другие.
— Все христианские конфессии.
— Все, кто разделяет со нами Евхаристию и верует в нее, кто участвует в Таинствах
— Встал вопрос по отношению к людям, которые считают себя христианами, но при этом прибегают к помощи гадалок, экстрасенсов и т.п. – «наши» ли они? Вынуждены были признать, что нет. Хоть к этим людям мы и не испытываем негатива. Скорее мы считаем их заблудившимися.

Кто просит нас о том, чтобы идти вместе с нами?

— Семьи и одинокие прихожане, от них мы получаем прямой запрос о том, чтобы идти вместе
— Иногда такой запрос чувствуется от Православной церкви, они стремятся к диалогу
— Те, кто ищут Бога, кто приходят, искать ответы на свои вопросы
— Язычники, астрологи, ищущие люди
— Те, кто желает идти вместе с нами в вере, но не может или боится обратиться к вере, кто-то мало знает о вере и боится спросить. И порой, не замечая того, мы можем отвернуть от нас такого человека, не обратив внимания на его потребность в вере.

Кто наши спутники, включая и тех, кто находится за видимыми границами Церкви?

— Родные, которые не разделяют нашу веру
— Православная церковь, носители действительно христианской веры
— Протестанты
— Католики, которые сохранили традиции и свою чистоту даже в те времена, когда церкви были закрыты
— Те, кто крестились и потом ушли из церкви
— Кто не выступает против нас, помогает нам (нам, как католикам, Католической Церкви) – эти люди идут вместе с нами (независимо от их конфессиональной принадлежности).
— С нами идут также и те, кто смотрит на Церковь иначе, кто сильно не хочет углублять веру. Среди них есть люди, охладевшие к вере и вопросам Церкви, есть те, кто принимает веру формально. Есть те, кто только начинает свой путь и ищет.
— Те, кто не ходит в храм, не молится. Их только покрестили в детстве и все. Просто говорят, что «верят в Бога», и это их (по их мнению) уже соединяет с теми, кто ходит в Церковь, подходит к Таинствам. Это не настоящие верующие. Их надо спасать, как-то рассказывать. Но если они не хотят?

Каких людей или группы мы оставляем «на обочине», намеренно или случайно?

— Мы случайно оставляем тех, кто сами не проявляют интерес, кто ничего не спрашивает;
— Язычники и неверующие – включая тех, кто внутри Церкви, внутри прихода;
— Те, которые проявляют больший интерес к общению, на который мы не готовы ответить;
— Те, кто внешне отличатся от «канона правильного христианина», отсекаются «истовыми христианами»;
— К «людям на обочине» мы отнесли ЛГБТ. Мы их не отталкиваем (по крайней мере сознательно), но они должны сами сделать свой жизненный выбор: с Богом или без Него. Господь дает им те же заповеди, как и всем остальным;
— Мы можем «оставить на обочине» и тех людей, которые «шли с нами». Таким примером служат дети и подростки, которым родители уделяют не так много времени, а особенно их духовному и нравственному воспитанию. Иногда мы можем это сделать случайно и взрослому, сделав ему замечание в некорректной форме, тем самым отдалив его от себя, от общины, или, иными словами, от «спутников» на пути к Иисусу.

Что нужно, чтобы РКЦ расширялась в России, больше общалась с миром?

— Усилить адаптацию РКЦ в России, расширить работу просветительскую;
— Нужна специальная доктрина для привлечения россиян в РКЦ;
— Нужно, чтобы было больше российских священников в России. Для священников и сестер не из России обязательно нужны курсы русского языка и инкультурации;
— Церковь должна выйти из своих пределов. Важны контакты вне Церкви: с другими людьми, органами власти, университетами, школами, другими конфессиами;
— Считаем, что нужно больше икон католических российских святых в церквях;
— Увеличить количество просветительских русскоязычных католических каналов для неверующих в интернете, где бы можно было услышать ответы на жизненно важные вопросы с духовной точки зрения.

Как помочь вернуться в Церковь тем, кто ушел?

— Для сплачивания людей проводить мероприятия религиозного и нерелигиозного характера: различные тематические встречи, дружеские посиделки, спортивные мероприятия домашние группы;
— Чаще устраивать доступные для разных категорий граждан паломничества;
— На выходные устраивать «Каникулы с Богом» не только для детей, но и для семей, взрослых;
— Проводить всенощные молитвенные встречи;
— Каждому прихожанину нести свое служение в Церкви;
— Отмечать русские национальные праздники, подчеркивая их молитвой (День России, День Народного Единства и т.д.);
— В Молитве Верных специально молиться за тех, кто ушел из Церкви. Также одно воскресенье в месяц молиться за тех, кто ушел из Церкви;
— Проповедовать личным примером, своим образом жизни.

Как удержать молодых, уходящих из Церкви?

— Вопрос состоит в том, не как удержать, а как привлечь в Церковь. Нужно взять успешный опыт у других конфессии, например, протестантских, такие как домашние группы, инициатива снизу и т.д.;
— Нужно, чтобы священники и сестры имели время для молодежи;
— Важны молодежные группы и движения в приходах;
— Поддерживать инициативу молодежи;

2) Слушать
Кοгο в нашей пοмеϲтнοй Церкви мы обязаны слушать?

— В нашей поместной Церкви мы обязаны слушать настоятеля, а также епископа, Папу и всех иерархов.
— Любое слушание должно происходить в присутствии Духа Святого, Который говорит с нами через Слово Божие, священнослужителей. В этом случае мы учимся распознавать, что исходит от Духа, а что – нет. Эти знания полнятся словами Папы, знакомством с документами, исходящими из Церкви;
— Важно разделять источники информации и учения Церкви надежные и ненадежные. Настоящая опасность в присутствии ненадежных и прямо враждебно настроенных у к Церкви информационных ресурсов;
— Научиться слушать – это значит через молитву искать точки соприкосновения, то, что объединяет, а не разделяет, не допускать агрессии, не взращивать в себе обиды;

— Мы, католики нашей поместной Церкви, в первую очередь, получаем информацию от Епископа, как посредника между Папой, в свою очередь являющего наместником Бога на земле, и нами. Для нас они должны являться первоисточником информации, а не телевидение, радио или интернет. К сожалению, нам, в этом обилии информации, в этой активной информационной войне, не всегда удается увидеть правду. Не всегда нам (верующим) удается отказаться или не верить в те предрассудки о вере и Церкви, которые пытаются донести СМИ, есть и те, которые не выдерживают этого напора и покидают Церковь. И для того, чтобы не возникло такой ситуации, что человек потерял веру именно из-за этого, нужно обратиться к своему Священнику, чтобы он мог рассудить наши нравственные противоречия, дать совет – не дать сойти с праведного пути.

Ηаϲкοлькο услышаны миряне, οϲοбеннο молодёжь и женщины?

— Мы нуждаемся в Церкви, чтобы процесс слушания был многосторонним. Слушать и слушаться иерархов Церкви. Однако не менее важно слушать друг друга. Слышать голос монашествующих в Церкви и мирян. Осознавать, что каждый может обогатить своим мнением жизнь Церкви и указать пути ее развития;
— Молодёжь и женщины (учитывая, что их большинство) в нашем приходе услышаны, но со стороны молодёжи крайне редко проявляется инициатива. Много зависит от работы с группами молодежи;
— Священники идут навстречу предложениям мирян по созданию тематических групп, служений и т.д.;
— Любой, обращающийся к священникам, сестрам, прихожанам обязательно услышан. Мы стараемся сохранить «семейственность» в общении друг с другом, помогать друг другу советом, молитвами или, если требуется, материально.
Какое меϲтο имеет гοлοϲ меньшинств, отвергнутых и исключённых?
— Мнения меньшинств, отвергнутых и исключённых, занимает для нас второстепенное место. Оно учитывается, но подлежит обсуждению активных прихожан.
— Считаем недопустимым требование для себя особых привилегий. Закон Божий один для всех.
— Меньшинствам есть место в Церкви наравне с другими, но Церковь не место пропаганды своих «идеологий» и требования особого отношения;

Удаётся ли нам видеть ϲтереοтипы и предраϲϲудки, которые мешают нам слушать?

— К сожалению, стереотипы и предрассудки есть, они нам мешают слушать других. И мы не всегда осознаём, что попали под их влияние;
— Для лучшей координации работы приходов предлагаем создание Приходских советов или инициативных групп – как платформы, на которых могут быть услышаны и решаться предложения прихожан и вопросы хозяйственные, коммуникационные, финансовые и прочие. Такой совет поможет выявлять стереотипы и предрассудки, которые тормозят работу прихода и мешают слышать голос прихожан;

Как мы прислушиваемся к ϲοциальнοму и культурному контексту, в кοтοрοм мы живём?

— Бывает такое, что человек уходит из Церкви из-за того, что социум не принимает нас, как верующих людей, особенно католиков, так как в нашей стране католицизм – не очень популярная религия, люди о ней мало слышали. Особенно с такими проблемами сталкиваются дети в школе, студенты и молодежь в целом. Иногда молодые сталкиваются с непониманием в соцсетях. Важно не только рассказывать о вере на Мессе и в Воскресной школе, но также и рассказывать, как реагировать на непонимание со стороны сверстников. Важно, чтобы родители вовремя узнавали о таких инцидентах и также объясняли детям о том, как реагировать в подобных ситуациях.

3) Брать слово
Как мы содействуем тому, чтобы внутри общины и её органов присутствовал свободный и честный стиль общения, без двуличия и приспособленчества?

— Стараться открыто говорить о проблемах, избегать неясности в словах, не сплетничать и не критиковать людей;
— Христианский дух подразумевает честный стиль общения.
— Искренняя молитва и живая община прихода способствует здоровому общению внутри Церкви;
— Для того, чтобы внутри общины присутствовал свободный и честный стиль общения, без двуличия и приспособленчества важно, чтобы все «ветви» (священники, монахини, прихожане) этой общины были честны друг с другом, не оказывалось давления друг на друга, а также чтобы все придерживались нравственных ориентиров, которые дает нам Святое Писание. В нашей повседневной жизни, когда мы находимся за пределами церковной общины, важно оставаться таким же верующим человеком, каким мы представляемся внутри Церкви.

Как мы говорим в обществе, частью которого являемся?

— Очень важным является четкое и яркое присутствие приходов в обществе. Католики не могут вести себя, как подпольная и скрытая организация;
— Желательно мы должны активно высказываться в обществе, быть его частью, не прятать свою веру;
— Уметь использовать свое положение, должность и дать свидетельство, что я человек верующий, что принципы христианства важны для меня;
— Проповедовать жизнью, а если необходимо, то и словами;
— Использовать церковные СМИ;
— Быть готовым на диалог, без пафоса, спокойно и с достоинством, принимая все новости и вопросы про Церковь – и плохие, и хорошие;
— По нашему поведению видно, что мы верующие. Не должно быть разницы в поведении человека храме и за его пределами. Стараемся не скрывать свою веру, но и не выставляем её напоказ;
— Когда мы находимся в обществе, мы должны помнить, что являемся хоть и маленьким, но представителем нашей Церкви, мы должны общаться с людьми в рамках принятых нравственных принципов, не давать поводов дискредитировать Веру и Церковь. Не стоит также навязывать всем свою веру, важно это делать правильно и уместно, и главное делать это в рамках закона того государства, в котором находимся.

Как и когда нам удаётся сказать то, что у нас на сердце?

— На исповеди, только Христу;
— С настоящими друзьями и единомышленниками в приходе, с ними можно говорить открыто про все;
— С настоятелем, но этот разговор требует мужества;
— Во время исповеди или разговора с духовником мы можем сказать о том, что у нас на сердце, а также тогда, когда мы чувствуем взаимное доверие с кем-либо;
— Мы можем говорить не словами, а своими делами/поступками. Если мы живем в рамках закона, праведной жизнью, помогаем нуждающимся, показывая окружающим пример, то иногда это может быть красноречивее любых слов.

Нужны ли в вашей Епархии курсы углубления веры и служения в Церкви?

— Люди не ходят в Церковь, так как много альтернатив в социально-культурной жизни. Да, нужны.
— Нужны молитвенные встречи и различные встречи, чтобы люди находили возможность углубления веры;
— Нужны Библейские курсы; дискуссионные клубы, которые помогут оживить общину;
— Очень важным направлением является работа с семьями, молодежью;
— Очень важная роль катехизации;
— Нужны встречи, где верующие могут общаться друг с другом, поддерживать друг друга, чувствовать себя частью Вселенской Церкви;

Каковы отношения Церкви СМИ (не только католическими)?

-Настоятель ведет программы в пространстве медиа;
-К нашей Церкви есть интерес у городских медиа;
-В медиа недостает голоса католиков;
— Отношения Церкви с медиа нейтральные: мы читаем/слушаем их (не только католические), но сами не «рвёмся» к тому, чтобы о нас там писали;
— Еще много можно и нужно делать в этом направлении;

Кто говорит от имени христианской общины и как эти люди были выбраны?

-В настоящее время чувствуется переизбыток видео с проповедями;
-Трансляция Месс в онлайн-формате – это что-то странное, если только в этом нет крайней необходимости;
-Никто и каждый, в своем кругу, в соцсетях;
-Есть нужда в человеке, который был бы делегирован и от имени прихода, общины;
-Нужда в приходском совете, есть желание и просьба самих прихожан создать такой совет;
— От имени общины говорит настоятель и староста прихода. Староста прихода избирается на общем собрании прихожан открытым голосованием;

4) Празднование
Каким οбразοм молитва и литургия вдохновляют и направляют наше «движение вместе»? Как они влияют на самые важные наши решения?

— Литургия сама по себе объединяет людей. Совместное слушание Слова и проповеди вдохновляют нас, направляют, помогают нам получить ответ от Бога, помогает единству. Совместная молитва и Литургия помогают принимать решения согласно воле Божией и в духе Евангелия;
— Нужно чтобы народу объясняли, что в Литургии есть места особенные, сакральные. В этот момент не нужно выходить или передвигаться по храму и отвлекать других верующих. Сделать памятки, объявления для каких-то ограничений. Время от времени напоминать о том, как вести себя в храме.
— Нужна хорошая катехизация, которая поможет понять и полюбить Литургию. Нуждаются в ней не только неофиты, и устоявшиеся католики много чего не знают и нуждаются в том, чтобы их учить;

Каким οбразοм мы поддерживаем активное участие всех верующих в литургии и в οϲущеϲтвлении ϲвятительϲкοгο служения Церкви?

— Прихожане участвуют в молитве верных (отводится некоторое время, чтобы прихожане могли вслух произнести свои прошения), есть девочки Марии, министранты, сборщики пожертвований, органисты. Группа, которая проводила уборку на ближайшей воскресной Мессе несёт дары к алтарю, читает чтения и т.п.;
— Сосредоточенным участием в молитве и выполняя служение мирян в Литургии (пение, чтение Слова, участие в Литургических группах);
— Стоит объяснять смысл Литургии, жестов, учить набожного участия в богослужениях;
— Всем стоит заботиться о красоте Литургии, в России, не надо стремится к упрощению наших молитв, богослужений, храмов. Верующие нуждаются в том, чтобы ощущать и праздновать sacrum.

Какое меϲтο занимают служения чтецов и акοлитοв?

Служение чтеца считается почётным, к нему нужно людей готовить (от того, как человек прочитает чтения, зависит как их поймут прихожане); можно для них провести специальный семинар;
— Хотелось бы что бы чтецы были разные, а не одни и те же люди;
— Детей в качестве чтецов нужно подготавливать и разъяснять им то, о чём они читают, что бы они понимали смысл чтения. Без подготовки привлекать детей к чтению Слова Божьего и молитвы верных не нужно. Дети могут быть чтецами во время детских Месс и праздников;
— Теперь аколитами могут быть как мужчины, так и женщины. Традиционно в России аколитами были мужчины. В Церкви должен быть какой-то консерватизм. Нельзя всё время поддаваться на изменения внешнего мира.
— Стоит тщательно взвесить, нужны ли общине аколиты. Иногда создается впечатление, что пока в России не нужны;

5) Совместная ответственность за миссии
Ηаϲкοлькο мы ϲοзнаем, что все мы — ученики и миϲϲиοнеры? Каким οбразοм все крещёные приглашаются быть «главными героями» миϲϲии Церкви?

— Мы, как крещёные люди, осознаём себя учениками Христа. Миссионерами мы себя слабо видим, т.к. считаем это особым призванием. Мы призваны к тому, чтобы быть «главными героями» миссии Церкви, но при этом не все это осознают (относятся к крещению как к формальности);
— Осознание того, что мы миссионеры и ученики дано далеко не каждому. Выполняя поручение Церкви, участвуя в Ее жизни, мы можем стать Ее действующими членами;
— стоит взгревать миссионерский дух общины и напоминать о миссионерском характере Церкви;

Каким οбразοм община поддерживает своих членов, занятых служением οбщеϲтву (в ϲοциальных и политических начинаниях, в научных иϲϲледοваниях и преподавании, в защите прав человека и в заботе об общем доме и т.д.?) Какую помощь они получают, чтобы исполнять эти οбязательϲтва в логике миϲϲии?

— Поддержка общины заключается в моральной поддержке и благодарении членов Церкви, занятых в служении обществу. Таких людей Церковь поддерживает молитвой, материальной помощью, сбором продуктов, составлением благотворительных проектов;
— Любое служение в Церкви вызывает уважение;

Как прοиϲхοдит распознание и принятие решений, связанных ϲ миϲϲией и участием в ней?

— Принятие решений в отношении миссионерства приходит в молитве, разговоре с духовником;
— Во многих общинах любые решения, связанные с миссией, принимаются исключительно настоятелем, приходской совет отсутствует;
— В этом процессе важно участие монашествующих;

Ηаϲкοлькο разные традиции интегрированы и адаптированы в ϲинοдальнοм стиле, чтобы хриϲтианϲкοе ϲвидетельϲтвο было более действенным?

— Во многих общинах важное место занимают традиции исповедования веры прихожан, принадлежащих разным национальностям. Это реальное обогащение прихода разнообразием христианских традиции;
— Хорошо, когда элементы разных традиций включены в Литургию, в различные места жизни в общине. Одновременно надо сохранять золотую середину, чтобы Церковь в России не превращать в польскую, немецкую или армянскую и т.д.;

Как прοиϲхοдит ϲοтрудничеϲтвο на территориях, где присутствуют разные Церкви sui iuris?

6) Вести диалог в Церкви и обществе
Какие места и ϲпοϲοбы диалога есть в нашей пοмеϲтнοй Церкви?

— В нашей поместной Церкви мы видим место для диалога как в храме, так и за его пределами;
— Внутри приходских групп, в рамках Воскресной школы, через проекты, которые объединяют разные группы прихожан, через конференции, выезды, а также в наших домах. Еще одним пространством для диалога являются церковные движения. Тем не менее, на уровне прихода нет одной общей площадки для диалога. Нет ясной связи между звеньями прихода. Но есть постоянный запрос на диалог от прихожан, который очень ценен;

Каким οбразοм мы подходим к разногласиям, конфликтам и труднοϲтям?

— Разногласия и конфликты стараемся сглаживать, решать, идти на уступки;
— Честный и прямой разговор;
— Совместная молитва;

Как мы ϲοдейϲтвуем ϲοтрудничеϲтву ϲ ϲοϲедними епархиями, ϲ монашескими и пοϲвященными общинами, ϲ аϲϲοциациями и движениями мирян и между ними, и т.д.?

— Т.к. наша страна большая, то и общение с другими епархиями затруднено. Однако, наши прихожане участвуют, например, во всероссийских встречах молодёжи, различных конгрессах и т.п., где и происходит общение;
— Через активное участие в общероссийских проектах, это помогает знакомиться друг с другом. Также для монашествующих такой площадкой знакомства и сотрудничества является Corsum;

Каков наш опыт диалога и ϲοвмеϲтнοгο служения ϲ верующими других религий и ϲ неверующими?

— В некоторых приходах существует оживленный диалог и сотрудничество с представителями других религий;
— Общая тенденция в Епархии Св. Иосифа – хорошие и плодотворные отношения с другими конфессиями и религиями;
— В нашем приходе мы видим некий диалог с православными, т.е. у некоторых прихожан кто-то из родственников является православным и на большие праздники приходит, в том числе и к католикам. Но это, скорее, диалог межличностный, а не межрелигиозный;
— Диалог осуществляется через общение с друзьями других конфессий, религий, с неверующими друзьями, а также через совместное кормление бездомных. Еще одной важной площадкой для такого диалога являются встречи Мариаполя;
— Раздражает, когда на Святой Мессе присутствуют православные и демонстрируют свои ритуалы. Нужно обновление церкви;

Как Церковь ведёт диалог ϲ различными οбщеϲтвенными институтами и чему учиться у них в мире политики, экономики, культуры, гражданϲкοгο οбщеϲтва, в деле забοты ο бедных…?

— Очень важно на муниципальном уровне вести диалог с представителями власти, а также других конфессий;
— Нужна активная позиция Церкви в плане диалога и сотрудничества с органами местной власти, это реальная возможность, чтобы католиков слышали в обществе;
— В Епархии есть реальные примеры участия Католической Церкви в проектах и событиях, организованных представителями власти;
— Хорошо, если приглашаем представителей органов власти на наше богослужения и мероприятия. Во многом диалог основан на межличностных отношениях, с которых рождаются хорошие идеи, проекты и сотрудничество;

7) Отношения с другими христианскими конфессиями
Какие οтнοшения мы поддерживаем ϲ братьями и ϲёϲтрами других христианских кοнфеϲϲий?

— В первую очередь мы поддерживаем личное общение, т.е. вне зависимости от вероисповедания человека. При нашем общении никто никого не переманивает в свою религию. К сожалению, у нас нет каких-либо совместных молитв с другими конфессиями, в т.ч. христианскими;
— рабочие встречи, связанные с общественными обязанностями и благотворительными проектами;
— встречи в области культуры, благотворительности;

Β каких οблаϲтях мы ϲοтрудничаем?

— В области благотворительности (участвуем в общих проектах);
— Участие в научных и популярных конференциях;
— Есть хорошие примеры общения и совместных дел в области благотворительности, особенно защиты жизни и помощи в случае стихийных бедствий.
— Существуют проекты встреч со студентами и дискуссионные встречи представителей разных религий;
— В г. Иркутске главные конфессии и религии создали общественную организацию Иркутский Исторический Некрополь, которая занимается восстановлением старинных кладбищ и стремлением к признанию историческим некрополям надлежащего статуса и уважения;
— участие в культурных и музыкальных мероприятиях;

Какие плоды мы получили от этого «движения вместе»?

— Благодаря «движению вместе» мы больше узнаём о других религиях;
— Взаимное уважение и реальное чувство братства;
— Реальный дух и ощущение единства. Понимание, что мы не конкуренты друг другу;
— Миссионерский дух открытости на религию, которая явится, как что-то интересное и современное;

Какие возникли труднοϲти?

— Особых трудностей нет;
— Много зависит от человеческих качеств и взаимоотношений;
— Трудности возникают и-за замкнутости людей и нежелания идти на контакт;

8) Власть и участие
Каким οбразοм прοиϲхοдит распознание целей, которых нужно дοϲтичь, пути, кοтοрым нужно ϲледοвать, и шагов, которые неοбхοдимο сделать?

— Предлагаем к деканальным встречам священников и сестёр подключить (пригласить) активных мирян, чтобы они высказали свою точку зрения на счёт распознавания целей, которые нужно достичь, путей и шагов, которые необходимо сделать;
— Стоит в приходах дать больше возможности высказываться мирянам (потребность приходских советов);
— Воспитывать ответственность каждого прихожанина за свою общину;

Как οϲущеϲтвляетϲя власть внутри нашей пοмеϲтнοй Церкви?

— В нашем приходе все решения принимаются на общем собрании прихожан, которые планируем увеличить до двух раз в год;
— Не хватает ощущения лидерства, взятия на себя инициатив со стороны иерархов поместной Церкви. Хочется больше ощущать заботу нашего епископа. Например, мы не знаем, что такое пастырский визит и очень бы хотели пережить этот опыт. От власти нам важно то, чтобы она нас слышала. Это помогает избегать злоупотребление властью и избегать насилия, которое она может рождать. Но если нас не слышат, и мы не понимаем, куда нас ведут, тогда мы считаем себя свободными от этой структуры и связи с ней;
— Иногда ощущение, что священник единолично обо всем решает, хотелось бы большего доверия мирянам;

Каковы практики работы в команде и в духе общей οтветϲтвеннοϲти?

— Все текущие вопросы обсуждаются и решаются объявлений после воскресных Месс: например, подготовка к праздникам, уборка храма и другие;
— Много инициатив на уровне прихожан, когда все можно решить самостоятельно, с минимальной вовлеченностью настоятеля. В качестве примеров слаженной работы команды на уровне прихода можно привести организацию семейных выездов, вечера памяти жертв репрессий, конференции «Возрождение памяти», подготовку празднования юбилея нашего храма;
— Работа в команде и вовлечение большого количества прихожан в работу создает хорошую атмосферу в приходах и активизирует прихожан;

Какое ϲοдейϲтвие οказываетϲя служению мирян и принятию на себя οтветϲтвеннοϲти ϲο ϲтοрοны верующих?

— В нашем приходе возникают некоторые недоразумения из-за нехватки диалога с монашеской общиной сестер – монахинь (монахини не участвуют в синодальных встречах). Некоторые берут на себя ответственность за чистоту храма, за красоту (пожертвования на цветы);
— Во многих приходах имеется положительный опыт служения мирян и их участия в жизни общины;
— Очень часто именно участие мирян дает возможность решения проблем и помогает достигнуть запланированные цели;

Как работают органы ϲинοдальнοϲти на уровне пοмеϲтнοй Церкви?

— Хотелось бы более активной работы органов синодальности;
— Желательно, чтобы и прихожане, и пастыри понимали, что синодальный характер Церкви способствует ее оживленности;
— Синодальность, это не путь революции, а наоборот, ответственности за общину;

Μοжнο ли назвать этот опыт плοдοтвοрным?

— Ожидаем большей активности мирян и взаимопонимания с духовенством;

9) Распознавание и принятие решений
Каковы процедуры и методы, которые мы испοльзуемся для сοвместнοгο распознания и принятия решений?

— Мы не можем в одностороннем порядке распознавать и принимать решения в отношении всего прихода. Мы можем только выходить навстречу друг другу. Распознавание происходит в отношении нужд мирян, на их уровне. У настоятеля есть свое видение и свой процесс распознавания. Поэтому между нами нужен медиатор, который помог бы выстроить диалог между прихожанами и настоятелем. Сейчас ощущается двусторонняя потеря доверия и отсутствие такого диалога. Очень помогают примеры других священников, приходов, епархий. Это сохраняет наше отношение к Церкви;
— Нельзя забывать, что община Церкви, это не политическая площадка или партия. Это Церковь, в которой глава Христос и которая имеет свою иерархию;

Как их вοзмοжнο улучшить?

— Нужно озвучивать важные темы из жизни общины. Очень важны встречи и обсуждения насущных вопросов;
— Нужен диалог, процесс: слушать и говорить;
— Нужна открытость друг на друга и понимание, что могут быть разные мнения и решения, и все они могут быть хорошими;

10) Воспитание в синодальности
Каким οбразοм прοиϲхοдит формация, воспитание людей, οϲοбеннο тех, ктο несет οтветственнοсть внутри христианской общины, чтобы сделать их более способными «идти вместе», слушать друг друга и вести диалог?

— Необходимость глубокой формации общины. Это основа хорошей связи в общине и фундамент плодотворного диалога;
— Иногда надо бы менять настоятеля, чтобы не появлялось выгорание в служении и останова в развитии общины;
— Большая роль монашествующих и различных церковных движений в этом процессе;
— Важную роль играет семья, в плане воспитания в вере, активной позиции в Церкви и формации в любви для свидетельства;
— Наша активная позиция и глубокая вера являются путем реализации и возрастанием в синодальности;

Есть ли у вас ожидания по отношению к Синоду 2021-2023 гг.?

— Хочется, чтобы Синод стал временем обновления для Церкви.
— Есть надежда, что в Церкви появится обновление жизни в результате Синода.