Послание Папы Франциска по случаю Всемирного дня молитвы о защите Божьего творения, 1 сентября 2023 года

Дорогие братья и сестры!

«Да текут справедливость и мир» — в этом году это тема экуменической акции «Время творения», которая вдохновлена словами пророка Амоса: «Пусть, как вода, течёт суд, и правда — как сильный поток!» (5:24).

Выразительный образ, использованный Амосом, говорит нам о том, чего желает Бог. Он хочет, чтобы воцарилась справедливость. Она настолько же необходима для нашей жизни как детей Божьих, созданных по Его подобию, как вода необходима для нашего физического выживания. Эта справедливость должна течь везде, где в ней есть нужда, не скрываясь глубоко под землей и не исчезая, как вода, которая испаряется, не успев принести пропитание. Бог хочет, чтобы в любой ситуации каждый человек стремился вести себя справедливо, жить по Его законам и тем самым обеспечивать процветание жизни. Когда мы «ищем прежде Царства Божия» (Мф. 6:33), поддерживая правильные отношения с Богом, человечеством и природой, тогда справедливость и мир могут течь как неиссякаемый поток чистой воды, питая человечество и все творение.

Прекрасным летним днем в июле 2022 года, во время моего паломничества в Канаду, я размышлял об этом на берегу озера Лак-Сэнт-Анн в провинции Альберте. Это озеро было местом паломничества для многих поколений коренных жителей. Окруженный биением барабанов, я думал: «Сколько сердец приходило сюда с тревожной тоской, отягощенных жизненным бременем, и находило в этих водах утешение и силы идти дальше! Здесь, погруженные в творение, мы можем почувствовать и другое биение: материнское сердцебиение земли. Как сердца младенцев в утробе матери бьются в гармонии с сердцами своих матерей, так и нам, чтобы возрастать в человечности, необходимо гармонизировать наши собственные ритмы жизни с ритмами творения, которое дает нам жизнь»[1].

В это «Время творения» давайте остановимся на сердцебиении: нашем собственном и наших матерей и бабушек, сердцебиении творения и сердцебиении Бога. Сегодня они не созвучны; они не бьются гармонично в справедливости и мире. Слишком многие наши братья и сестры лишены возможности пить из этой могучей реки. Давайте прислушаемся к призыву встать на сторону жертв экологической и климатической несправедливости и положить конец бессмысленной войне против творения.

Последствия этой войны можно увидеть в многочисленных пересыхающих реках. Бенедикт XVI однажды заметил, что «внешние пустыни в мире растут, потому что внутренние пустыни стали такими огромными»[2]. Потребительская жадность, подпитываемая эгоистичными сердцами, нарушает круговорот воды на планете. Беспрерывное сжигание ископаемого топлива и уничтожение лесов приводят к повышению температуры и массовым засухам. Вызывающая тревогу нехватка воды все чаще затрагивает как небольшие сельские общины, так и крупные мегаполисы. Более того, хищнический подход в производстве истощает и загрязняет наши источники пресной воды из-за использования таких экстремальных методов, как гидроразрыв пласта для добычи нефти и газа, бесконтрольные проекты по мега-добыче и интенсивное животноводство. «Сестра вода», по словам святого Франциска Ассизского, разграблена и превращена в «товар, подчиняющийся законам рынка» (Laudato Si’, 30).

Межправительственная группа экспертов при ООН по изменению климата заявила, что если действовать сейчас без промедления, то у нас есть шанс создать более устойчивый и справедливый мир. Мы можем и должны предотвратить худшее. «Очень многое можно сделать!» (там же, 180), если мы объединимся, как множество ручьев, ручейков и речушек, сливающихся в конце концов в могучую реку, чтобы оросить жизнь нашей чудесной планеты и нашей человеческой семьи для будущих поколений. Так давайте же объединим наши усилия и предпримем смелые шаги, чтобы «справедливость и мир текли» повсюду.

Как мы можем внести свой вклад в могучую реку справедливости и мира во «Время творения»? Что мы, именно как христианские общины, можем сделать для исцеления нашего общего дома, чтобы он вновь наполнился жизнью? Нам следует сделать это, приняв решение изменить наши сердца, наш образ жизни и государственную политику наших обществ.

Прежде всего, давайте присоединимся к могучей реке, пережив преображение наших сердец. Это необходимо для любого другого изменения; это то «экологическое обращение», к которому нас призывал святой Иоанн Павел II: обновление наших отношений с творением, чтобы мы больше не рассматривали его как объект для эксплуатации, а берегли его как священный дар нашего Творца. Кроме того, мы должны понимать, что целостный подход к заботе об окружающей среде включает в себя четыре измерения отношений: с Богом, с нашими сегодняшними и завтрашними братьями и сестрами, со всей природой и с самими собою.

Что касается первого измерения этих отношений, Папа Бенедикт XVI говорил о настоятельной необходимости признать, что творение и искупление неразрывно связаны: «Искупитель является Творцом, и если мы не провозглашаем Бога в Его полном величии — как Творца и как Искупителя, — мы также умаляем ценность искупления»[3]. Творение относится как к таинственному, удивительному Божьему акту создания этой величественной, прекрасной планеты и вселенной из ничего, так и к продолжающемуся результату этого акта, который мы переживаем как неисчерпаемый дар. Во время литургии и личной молитвы в «великом соборе творения»[4] давайте вспомним величайшего Художника, который творит такую красоту, и поразмышляем о тайне полного любви решения создать этот космос.

Во-вторых, давайте пополним поток этой могучей реки, изменив свой образ жизни. Начиная с благодарного изумления перед Творцом и Его творением, давайте покаемся в наших «экологических грехах», как призывал мой брат, Вселенский Патриарх Варфоломей. Эти грехи вредят миру природы и нашим ближним. С помощью Божьей благодати давайте воспримем образ жизни, характеризующийся меньшим количеством отходов и ненужного потребления, особенно там, где процессы производства токсичны и неустойчивы. Давайте будем как можно внимательнее относиться к своим привычкам и экономическим решениям, чтобы все могли процветать — наши ближние, где бы они ни находились, и будущие поколения. Давайте сотрудничать в продолжающемся деле творения Бога через правильный выбор: использовать ресурсы с умеренностью и радостной трезвостью, утилизировать и перерабатывать отходы, а также больше обращаться к доступным продуктам и услугам, производимым с учетом экологической и социальной ответственности.

Наконец, чтобы могучая река продолжала течь, мы должны изменить государственную политику, управляющую нашим обществом и определяющую жизнь молодых людей сегодня и завтра. Экономическая политика, которая способствует скандальному обогащению привилегированных немногих и унизительным условиям жизни многих других, означает конец мира и справедливости. Очевидно, что богатые страны взяли на себя «экологический долг», который должен быть выплачен (см. Laudato Si’, 51)[5]. Мировые лидеры, которые соберутся на саммит COP28 (Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2023 года — Прим. пер.) в Дубае с 30 ноября по 12 декабря, должны прислушаться к научным исследованиям и инициировать быстрый и справедливый переход, чтобы положить конец эре ископаемого топлива. В соответствии с обязательствами, взятыми в рамках Парижского соглашения по сдерживанию глобального потепления, абсурдно разрешать продолжать разведку и расширение инфраструктур, использующих ископаемое топливо. Давайте поднимем наши голоса, чтобы остановить эту несправедливость по отношению к бедным и нашим детям, которые будут нести на себе самые тяжелые последствия изменения климата. Я призываю всех людей доброй воли действовать в соответствии с этими взглядами на общество и природу.

Еще одна перспектива связана с посвящением Католической церкви синодальности. В этом году закрытие «Времени творения» 4 октября, в праздник святого Франциска Ассизского, совпадет с открытием Синода на тему «Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия». Подобно рекам в природе, питаемым множеством крошечных ручейков и более крупных речушек и потоков, синодальный процесс, начавшийся в октябре 2021 года, приглашает всех, кто принимает в нем участие на личном или общинном уровне, присоединиться к величественной реке размышлений и обновлений. Весь Народ Божий приглашается к захватывающему пути синодального диалога и обращения.

Подобно бассейну реки со множеством мелких и более крупных притоков, Церковь представляет собой сообщество бесчисленных поместных Церквей, религиозных общин и ассоциаций, которые черпают из одного и того же общего начала. Каждый источник вносит свой уникальный и незаменимый вклад, пока все вместе они не вливаются в огромный океан любящего милосердия Бога. Подобно тому, как река является источником жизни для окружающей ее среды, наша синодальная Церковь призвана быть источником жизни для нашего общего дома и всех его обитателей. Как река дает жизнь всем видам животного и растительного мира, синодальная Церковь призвана давать жизнь, сея справедливость и мир во всех местах, которые достигает.

В Канаде в июле 2022 года я говорил о Галилейском море, где Иисус принес исцеление и утешение многим людям и провозгласил «революцию любви». Как я узнал, Лак-Сэнт-Анн также является местом исцеления, утешения и любви, местом, которое «напоминает нам, что братство является подлинным, если оно объединяет тех, кто находится далеко друг от друга, [и] что весть о единстве, которую небеса посылают на землю, не боится различий, но приглашает нас к братству, общению разных, чтобы вместе начать все заново, потому что все мы — паломники в пути»[6].

В это «Время творения» как последователи Христа на нашем общем синодальном пути давайте жить, работать и молиться о том, чтобы наш общий дом снова кипел жизнью. Пусть Святой Дух вновь парит над водами и направляет наши усилия по «обновлению лица земли» (ср. Пс. 103(104):30).

Рим, Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, 13 мая 2023 г.

ФРАНЦИСК


[1] Проповедь в Лак-Сэнт-Анн, Канада, 26 июля 2022 года.

[2] Проповедь на мессе Папской интронизации, 24 апреля 2005 года.

[3] Беседа в Кафедральном соборе Брессаноне, 6 августа 2008 года.

[4] Послание к Всемирному дню молитвы о защите Божьего творения, 21 июля 2022 года.

[5] «Существует самый настоящий “экологический долг”, в первую очередь, между Севером и Югом, связанный с коммерческим дисбалансом, имеющим последствия в экологической сфере, и с непропорциональным использованием природных ресурсов, исторически сложившимся в ряде стран» (Laudato Si’, 51).

[6] Проповедь в Лак-Сэнт-Анн, Канада, 26 июля 2022 года.

Фото: CNS/Paul Haring