Краткое изложение Instrumentum laboris для второй сессии XVI очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов

В 2021 году Церковь Божия была «созвана на Синод» (см. Подготовительный документ, п. 1). С тех пор отдельные Церкви, в которых и из которых состоит Католическая Церковь, единая и единственная, приняли приглашение искать ответ на вопрос о шагах, которые Бог призывает предпринять Свою Церковь. Сегодня, как и прежде, речь идет о провозглашении Благой Вести Иисуса Христа, Спасителя мира, который исцеляет и ведет его к полноте исполнения. Идти вместе, то есть «синодально», по указанному Иисусом пути — это условие, необходимое, чтобы в Церкви, живущей в общении, каждый мог участвовать в общей миссии.

* * *

Instrumentum laboris (IL) — это прежде всего, как следует из названия, «рабочий инструмент» для членов Ассамблеи, которая соберется в Риме в октябре этого года (2–27). Он не предлагает готовых ответов и не стремится рассмотреть все вопросы, связанные с синодальностью. Он ставит только один вопрос, который ясно указан в его названии: «Как быть синодальной миссионерской Церковью?» Это базовый рабочий текст, формулирующий наиболее существенное, предназначенный, чтобы поощрять молитву, диалог, распознание, созревание консенсуса с опорой на некоторые согласия, выявленные по мере пути, чтобы передать Святейшему Отцу Заключительный документ XVI очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов.

В ближайшие месяцы этот текст может быть использован в различных церковных обстоятельствах, чтобы способствовать участию всего Народа Божьего через молитву и обмен интенциями в исполнении задачи, возложенной на членов Ассамблеи.

Instrumentum laboris для второй сессии XVI очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов подводит итог пройденному пути, в частности, резюмирует вклад, который поместные Церкви внесли в первые месяцы 2024 года, и содержит некоторые ориентиры и предложения, как вся Церковь, поместные Церкви и церковные сообщества могут возрастать в том, чтобы быть «синодальными на пути миссии».

Поэтому IL необходимо читать в свете всего синодального процесса, начавшегося в 2021 году: консультации поместных Церквей, Континентальных Ассамблей, первой сессии Ассамблеи Синода епископов, Сводного отчета, Международной встречи приходских священников для Синода, а также начала деятельности десяти исследовательских групп, которым Святейший Отец поручил углубленно изучить ряд тем, учтя некоторые пожелания, прозвучавшие на первой сессии, и тем самым начав «фазу реализации» синодального процесса, предусмотренную Апостольской конституцией Episcopalis Communio.

После Введения IL состоит из четырех разделов. Первый посвящен Основам понимания синодальности и заново предлагает осмыслить плоды, созревшие в пути и одобренные на первой сессии. Затем следуют тесно взаимосвязанные три части, которые с разных перспектив освещают миссионерскую синодальную жизнь Церкви: I) Отношения — с Господом, между братьями и сестрами, между Церквами, — которые поддерживают жизнеспособность Церкви намного существеннее, чем ее структуры; II) Пути, которые конкретным образом способствуют и питают развитие отношений; III) Места, которые, вопреки искушению абстрактным универсализмом, говорят о конкретности контекстов, в которых воплощаются отношения с присущим им разнообразием, множественностью и взаимосвязью, а также с укорененностью в живом основании исповедания веры. Каждый из этих разделов станет предметом молитвы, обмена мнениями и распознания в рамках одного из модулей, которыми будет отмечена работа второй сессии.

* * *

Введение

Во Введении вспоминается пройденный путь и воздается благодарность Богу за плоды, которые принес синодальный процесс и которые уже можно заметить в Церкви живой и деятельной. Среди них — широкое использование синодального метода «беседы в Духе». Документ начинается с отрывка из книги пророка Исаии, он описывает приготовленный Господом для всех народов пир — символ общения и причастия. Эта тема связана с миссией Церкви нести надежду и спасение человечеству, особенно тем, кто страдает.

В центре размышлений главный вопрос: «Как быть синодальной Церковью на пути миссии?» Речь идет не сколько о совершенствовании церковных структур и процедур, но об обновлении миссионерской убежденности каждого. Для этого требуется глубокое понимание синодальности и постоянное обращение. Наконец, введение напоминает, что две сессии XVI Ассамблеи выражают преемственность «и, прежде всего, являются частью более широкого процесса, который, исходя из того, что указано в Апостольской конституции Episcopalis communio, не заканчивается в конце октября 2024 года».

* * *

Основы (пп. 1–21).

Эта глава обозначает горизонт для пастырских и богословских размышлений и предложений, исследуя основы миссионерской синодальной Церкви, в частности, ее идентичность Народа Божьего и таинство единства. Это видение укоренено в живой традиции Церкви и выражается в согласиях, возникших во время синодального странствия. Синодальность рассматривается как путь обращения и реформы, ориентированный на миссию и участие всех крещеных. Церковь призвана быть знаком единства и инструментом примирения в мире, отмеченном разделениями и конфликтами. Это требует обновленного понимания экклезиального общения и обращения к синодальному служению во всех его измерениях. В этой главе присутствуют размышления о взаимодополнении мужчины и женщины и необходимости более полного признания харизмы, призвания и роли женщин во всех сферах жизни Церкви, о чем просят материалы, собранные в ходе синодального процесса.

Во время второй сессии

Через опыт беседы в Духе — уже пережитый во время первой сессии — и через углубление этих перспектив Ассамблея будет призвана проверить и выразить церковный консенсус по фундаментальным аспектам жизни Народа Божьего.

* * *

ТРИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Часть I — ОТНОШЕНИЯ (пп. 22–50)

С опорой на основы, упомянутые в первой части документа, должны быть исследованы и проверены отношения, позволяющие Церкви быть синодальной на пути миссии. Прежде всего, это вопрос об отношениях с Богом Отцом в Иисусе Христе и в Святом Духе, что сакраментально выражается в пути христианского посвящения. Затем речь идет об отношениях между членами Народа Божьего, каждому из которых Святой Дух дарует способность действовать различными способами на благо всех (харизмы). Внутри этих отношений есть те, кто призван совершать различные служения (поставленные служения), а также те, кто через Таинство рукоположения призван участвовать в священстве Христа, Пастыря и Главы, как рукоположенные служители. Наконец, речь идет об отношениях между Церквами в соборной перспективе обмена дарами; об экуменических отношениях с другими Церквами и церковными общинами; о диалоге с культурами и религиями в мире, который, среди стольких противоречий, ищет справедливости, мира и большей надежды.

Жизненная сила Церкви выходит за пределы ее структур и поэтому предполагает развитие подлинных и глубоких отношений. Отношения присутствуют в основе синодальной и миссионерской жизни Церкви, которая выражается в общении и участии всех членов Народа Божьего на пути единой миссии. С другой стороны, поместные Церкви, и особенно молодежь, желают видеть Церковь, ориентированную на отношения, где нет места бюрократизации.  

Во время второй сессии

Ассамблея будет призвана обсудить такие темы, как: признание, распознание и развитие харизм и служений, основанных на Крещении; предложение установить служение слушания и сопровождения как пророческого знака синодальной Церкви; отношения между священнослужителями (епископом, пресвитерами и диаконами) в поместной Церкви и их служение Народу Божьему, частью которого они являются. Будет возможность углубить концепцию «обмена дарами» между поместными Церквами, учитывая условия миграции, в экуменической атмосфере и в диалоге с другими религиозными традициями и всем человечеством.

* * *

Часть II – ПУТИ (пп. 51–79)

Далее мы рассмотрим пути, которые позволяют заботиться об отношениях и развивать их в перспективе миссии. Прежде всего, это пути формации на всех уровнях жизни Церкви. IL напоминает, что «не бывает миссии вне контекста и Церкви без укорененности в конкретном месте, с его культурными и историческими особенностями. Вот почему невозможно составлять абстрактные планы по формации». Далее необходимо разработать методику и критерии, при помощи которых можно было бы конкретизировать общинное распознание, позволяющее в различных ситуациях прислушиваться к тому, «что Святой Дух говорит Церкви», и делать последующий выбор. Этот путь должен быть отражен в последовательном процессе принятия решений, в котором определены ответственность и участие всех и конкретная задача тех, кто наделен властью. Наконец, мы подумаем о необходимости процедур, позволяющих тем, кто несет церковную ответственность, прозрачно отвечать за свои действия на благо Церкви и миссии.

Во время второй сессии

Ассамблея призвана предложить конкретные пути, как удовлетворить потребности в формации, общинном распознании, формировании процессов принятия решений, а также прозрачности, подотчетности и экспертизе, учитывая единство Католической Церкви и разнообразие контекстов.

* * *

Часть III — МЕСТА (пп. 80–108)

Отношения и пути формируются на местах. «Место» определяется не просто в географических или чисто пространственных терминах: скорее, оно напоминает о реальности и, в то же время, о свойственном культуре контекстуальном характере, а также о динамике и подвижности человеческого состояния. IL анализирует конкретные контексты, в которых воплощаются отношения, признавая разнообразие и плюрализм церковного опыта, и приглашает нас преодолеть статичное видение мест и пирамидальную организацию отношений между различными экклезиальными реальностями (приходом, диоцезом или епархией, церковной провинцией, Вселенской Церковью). Церковь, единая и единственная, созидается «на местах» и «из мест» в деятельном обращении (или «внутренней взаимосвязи»). Избегая как рассеяния и партикуляризма, так и гомогенизации и упрощения, этот раздел затрагивает вопросы конкретных форм участия в поместных Церквах и взаимосвязи между синодальностью, коллегиальностью и первенством в группах Церквей и в Церкви в целом, обращая особое внимание на обновленный облик Синода епископов.

Во время второй сессии

Далее Ассамблея рассмотрит такие темы, как содействие участию в жизни поместной Церкви через соответствующие органы, связи между Церквами и между епископами (Конференции епископов, Восточные иерархические структуры, Поместные соборы), облик и функции Синода епископов, служение Епископа Рима единству в синодальной Церкви, открытие «новой панорамы» экуменического пути.

* * *

Заключение (пп. 109–112)

В конце документа напоминается, что вопрос о том, как глубже прожить синодальное измерение, служит более плодотворному исполнению миссии провозглашения Евангелия. Это путь обращения, который является источником радости для тех, кто его проходит, и примирения для отдельных людей и общин. Он устремляет к взаимоотношениям и свидетельствует об отсутствии самодостаточности. Документ завершается приглашением продолжить путь будучи паломниками надежды.