День 1 (18 января)
Отцовство и забота Бога, управляющего вселенной
Библейские чтения
Исаия 63, 15–17
Псалом 139, 1–3, 13, 23, 24б
1 Коринфянам 8, 5–6
Святоотеческое чтение
Из греческой традиции
Узрите тайны любви, и вы будете созерцать недро Отчее, которое открыл нам единородный Сын Божий. Сам Бог есть любовь, и через любовь Он созерцается нами. И хотя по неизреченной Своей природе Он Отец, в сострадании Своем для нас Он стал Матерью.
Климент Александрийский (ок. 150–215), Кто из богатых спасется, 37, 1–2.
Для размышления:
1. Каким образом вы испытали отеческую заботу Бога и Его материнское сострадание в своей жизни?
2. Что мешает нам признать каждого человека как дитя Бога?
3. Каким образом то, что мы признаем Бога Отцом всех людей, влияет на наше восприятие и отношения с другими?
Молитва
Рефрен (Р): Благодарим и хвалим Тебя, Господи
Благословляем Тебя, Господи, Отец светов,
ибо от Тебя исходит всякое благо и всякий совершенный дар. Р/
Ты сотворил мир и все, что в нем,
Ты Господь неба и земли.
всем смертным Ты даруешь жизнь, и дыхание, и всё. Р/
Ты сотворил все народы, живущие на земле,
ради них Ты установил порядок времен и границы пространства.
Ты вложил в сердце человека мысль о вечности. Р/
Отче Небесный, по великой благости Твоей
Ты даруешь нам путь жизни через Закон и Пророков.
Милосердный Отче, через Иисуса, Твоего Сына,
Ты провозгласил благую весть о Царстве. Р/
Боже всякого утешения,
призови нас следовать за Тобой.
укрепи для нас дело наших рук. Р/
Помолимся.
Отче милосердный,
обнови нашу веру в Тебя и соедини нас Твоей любовью,
чтобы мы смогли признать друг в друге Твоих детей,
и собраться воедино.
Прославляем Тебя через Иисуса Христа,
Твоего Единородного Сына,
в общении Святого Духа. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из сирийской традиции
Кто из людей может созерцать Бога зоркой мыслью, взирать на Его величие и размышлять о Его сокровенной природе, и глазами разумения своего может смотреть на сию чистую и святую Природу, которая ни в чем не терпит нужды? … Он, просящий, молящий, и призывающий всякого человека к жизни. Он, страдающий, чтобы дать нам жизнь, и ищущий, чтобы найти нас, и радующийся нашему счастью больше, чем мы сами. Он, непрестанно умоляющий нас взять от Его богатства и унести сокровище из хранилища Его, дабы нам обогатиться Его сокровищами и не бедствовать. Он, радующийся не о Своей жизни, а о том, что мы живы.
Филоксен Маббугский (ок. 440–523), Беседа 7.
Из латинской традиции
Это благо [Слово Божие] есть источник вечной жизни, из которого всем дастся вещество жизни, и Сам Он в Себе имеет жизнь пребывающую ни от кого, словно неимущий, не принимает, но дарует блага другим; не Себе берет откуда-то и не нуждается в нашем… Так что же прекраснее, чем приближаться к Нему, прилепляться к Нему? Есть ли большее наслаждение? Ведь тот, кто видел и испил даром от источника воды живой, чего может еще желать?
Амвросий Медиоланский (ок. 337–397) Письмо XXIX, 11, 18.
День 2 (19 января)
Творение как дело Божие
Библейские чтения
Бытие 1, 1–5
Псалом 148, 1, 3, 9–14.
Римлянам 8, 19–23
Святоотеческое чтение
Из греческой традиции
Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий. Ибо кто увидит корабль в море, снаряженный и идущий к берегу, непременно заключит, что есть на нем кормчий, управляющий его движением; так точно должно думать, что есть Бог — Правитель вселенной, хотя Он и невидим плотскими глазами по Его бесконечности.
Феофил Антиохийский (II век), Автолику I, 5.
Для размышления:
1. Мы верим, что Бог присутствует во всем творении, хотя Его иногда нам трудно заметить Его присутствие.
2. Творение — это дар Божий, которому люди часто причиняют ущерб. Каким образом мы можем лучше признать нашу ответственность за сохранение творения и заботу о нем?
3. Если возможно, проведите немного времени на природе и поразмышляйте о том, как творение связывает нас с Творцом.
Молитва
Р/ Благословен Ты, Господи!
Хвалим Тебя и благодарим Тебя,
Боже непрестанной любви,
за великие знаки Твоего благоволения
и Твое милосердие ко всему творению. Р/
Ты создал всё,
Ты провозгласил, что все творения хороши,
ибо Твой Дух обитает во всех них,
и все они принадлежат Тебе, Господи, возлюбивший всё живое. Р/
Благословен Ты за воздух, дающий нам жизнь.
Благословен Ты за землю, питающую нас.
Благословен Ты за воду, утоляющую нашу жажду.
Благословен Ты за огонь, согревающий нас. Р/
От имени всего творения, собирая воедино всякие горе и радость,
мы прославляем и благодарим Тебя,
Господи Боже. Ты сотворил всё,
и вскоре преобразишь всё, облекши в Свою славу. Р/
Помолимся.
Господи Боже, Отец светов,
укрепи наши сердца в ожидании и надежде,
ибо мы трудимся ради единства и вместе стремимся к согласию всего творения.
Да будем мы горящими светильниками
до дня пришествия Сына Твоего во славе,
со всеми Твоими святыми в вечном царстве.
Благословен Ты ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из сирийской традиции
Первая книга, данная Богом разумным существам, — это природа тварных вещей. Наставления, написанные чернилами, были даны после грехопадения.
Исаак Ниневийский (VII век), Первый сборник, 5.
Из латинской традиции
Ибо все вещи были сделаны из ничего, и их существование снова уйдет в ничто, если только Творец всех вещей не поведет их Своей рукой управления.
Григорий Великий (ок. 540–604), Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова, XVI, 45.
День 3 (20 января)
Воплощение Сына
Библейские чтения
Иеремия 33, 14–16
Псалом 72, 7, 12, 16–17
Иоанна 1, 1–14
Святоотеческое чтение
Из армянской традиции
Он принял на Себя все человеческие страсти, исключая грех. Взалкал Тот, Кто дает пищу всему живому. Возжаждал Тот, Кто дает воду жизни верующим в Него. Изнемог Тот, кто есть покой для изнемогающих. Уснул Тот, Кто бодрствовал, храня Израиля. Прослезился Тот, Кто утирал всякую слезу с очей … Он принял на Себя наше страстное тело, чтобы Бесстрастный мог страдать со страстным телом, и Бессмертный мог умереть вместе со смертным телом, чтобы избавить нас, виновных.
Григорий Скеврский (XII/XIII вв.), Об истинной вере и чистоте в добродетелях, 15-17.
Для размышления:
1. Каким образом вера в Иисуса, воплощенного Сына Божия, вдохновляет и формирует нашу жизнь?
2. Как вы пережили утешительное присутствие Христа в своей жизни?
3. Везде, где мы видим жаждущего, голодного, плачущего или страдающего, присутствует Христос.
Молитва
Р/ Слава Тебе, Христе. Слава тебе!
Слово Божие, Ты стал плотью и пришел, чтобы обитать среди нас.
Ты разделил нашу жизнь во всём;
Ты умер, как все мы умираем. Р/
Сын Давидов, ожидаемый праведниками и пророками,
Ты возвестил благую весть бедным;
Ты провозгласил время Господнего благоволения. Р/
Ты пришел разорвать цепи рабства;
Ты ходил, делая добро;
Ты открыл путь к присутствию Бога для всех. Р/
Ты пришел в этот мир в немощи и нищете;
Ты обличил гордых Своим смирением;
Ты привлек к Себе изнемогающих и обремененных. Р/
Ты Агнец Божий и наш Пастырь,
Раб Божий и наш Господь,
Ты стал грехом за нас, наш Искупитель. Р/
Помолимся:
Господи Боже, Отче наш,
привлеки к Себе наши взгляды,
чтобы мы могли идти вместе
из тьмы к свету лица Твоего,
явленного нам в Иисусе Христе,
Твоем Сыне и нашем брате,
который живет с Тобой и Святым Духом
ныне и во веки веков. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из сирийской традиции
Ныне, когда высшие и низшие творения стали единым целым, нет больше высших и низших. Сам Бог явился на земле, и наша [человеческая] природа вознеслась на небеса. Когда Бог сошел к нам, земля стала небом, и когда Сын рода нашего воскрес, небо стало землею. Тогда небо и земля стал едины.
Абдишо бар Бахриз (IX век), Комментарий к церковным торжествам, с. 58.
Из греческой традиции
Вот благодатный дар Господа, таковы от Господа исходящие средства исправления для человеков! Ибо Он страдал затем, чтобы человеку, который в Нем страдал, уготовать нечувствительность по отношению к страданиям; Он нисшел, чтобы нас возвести, Он подверг Себя испытанию рождаемости, дабы мы возлюбили Его несотворенного; Он уничижил Себя до тления, дабы тленное могло облечься в бессмертие; Он сделался немощным ради нас, дабы мы восстали в силе; Он нисшел до смерти, чтобы нам даровать бессмертие и мертвых соделать живыми; словом — Он сделался человеком, дабы мы, ставшие смертными человеками, ожили, и смерть более не владычествовала над нами.
Афанасий Александрийский (ок. 295–373), Праздничные послания, 10, 8.19.
День 4 (21 января)
Пасхальная тайна: Страсти, смерть и воскресение Иисуса
Библейские чтения
Исход 3, 7–8
Псалом 16, 5, 7, 10, 11.
Филиппийцам 2, 5-11
Святоотеческое чтение
Из латинской традиции
Итак, Бог Отец был исполнен милосердия; Он послал творческое Слово, которое, пришедши, чтобы спасти нас, пребывало в том же месте и в той же среде, в которой мы потеряли жизнь, разрушив узы тех оков. И Его свет явился, и рассеял тьму темницы, и наше рождение освятил, и смерть упразднил, разбив те оковы, в которых мы сидели плененными.
Ириней Лионский (ок. 135–198), Доказательство апостольской проповеди, 38.
Для размышления:
1. Мы знаем, что все умрем. Каким образом вера в то, что Иисус уничтожил смерть, меняет наш подход к этой реальности?
2. «Бог дозволяет вытеснить себя из мира на крест. Бог бессилен и слаб в мире, но именно в этом и только через это Он с нами и помогает нам» (Дитрих Бонхеффер).
3. Воскресший Иисус обещает быть с нами до скончания века. Каким образом Его присутствие поддерживает вас в повседневной жизни?
Молитва
Р/ Слава и хвала Тебе, Господи.
Благословен Ты, Христе, Первенец всей твари:
Ты увенчан славой и честью. Р/
Перед Именем Твоим преклонится всякое колено
на небесах, на земле и в преисподней,
и всякий язык исповедует, что Ты Господь. Р/
Возрадуемся и воспоем Тебе, Христе, возлюбленному Сыну Отца:
Ты, Воскресший, призываешь нас жить в Тебе. Р/
Поклоняемся Тебе и прославляем Тебя,
ибо Ты Царь царей и Господь господствующих:
Ты открыл нам Небесное Царство. Р/
Благодарим Тебя и благословляем Имя Твое,
Ты пребываешь с нами всегда, до скончания века. Р/
Помолимся.
Господи, Боже наш,
прославив Твоего Сына, Иисуса, Ты избавил нас от смерти.
Через Его воскресение
пробуди наши дремлющие сердца,
просвети всех, кто ищет Тебя.
И пусть над нами всегда сияет яркая утренняя звезда —
Иисус Христос, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из греческой традиции
Спаситель сошел на землю из милости к человечеству. Прежде чем пострадать на кресте, Он полностью претерпел наши страсти и соблаговолил принять на Себя нашу плоть. Ибо, если бы Он не пострадал, то и не пришел бы жить посреди человеческой жизни. Сначала Он пострадал, затем сошел и стал видимым. Что это за страсти, которые Он претерпел ради нас? Это страсть любви.
Ориген Александрийский (ок. 185–254), Проповеди на Иезекииля, 6, 6.
Из сирийской традиции
Тело мое благодарит Тебя, что оно спасено было унижением Твоим. Оно было как заблудшая овца, и лев устроил засаду, чтобы растерзать ее. А грех тайный — это зверь, разрывающий тело на куски. Давид спас себя, спасая овец, а Ты за наши тела отдал Свое тело той смерти, что пожирает нас, но не насыщается.
Ефрем Нисибисский (Сирин) (ок. 306–373), Гимн о девстве, 37, 5.
День 5 (22 января)
Святой Дух, податель жизни и радости
Библейские чтения
Иезекииля 36, 24–28
Псалом 103, 24–25, 27–29, 33–34.
Иоанна 3, 4–8
Святоотеческое чтение
Из сирийской традиции
Неверно говорить, будто Дух покидает нас, когда мы грешим, чтобы возвратиться, когда мы обращаемся… Какая мне польза, если Он станет обитать во мне после того, как я стану праведным? Если во время падения моего Он не будет обитать во мне, не подаст мне руки и не поднимет меня, то как я почувствую Его помощь? Какой врач, увидев больного, бежит и бросает его, чтобы возвратиться, когда тот поправится? Филоксен Маббугский (ок. 440–523), О обитании Святого Духа.
Для размышления:
1. Дух Божий обновляет лицо земли каждый день, призывая нас к сотрудничеству.
2. Что является источником радости в вашей жизни, и как он связан со Святым Духом?
3. В чем мы видим действие Святого Духа, преодолевающего наши разногласия и приводящего нас к более глубокому единству, и как мы можем участвовать в Его действии?
Молитва
Р/ Аминь, аминь! Аллилуия!
Ты Дух, овеявший лицо Адама,
превративший человеческую плоть в живое существо. Р/
Ты Дух, дарованный Воскресшим,
Тобой прощены наши грехи. Р/
Ты Дух, ниспосланный в Пятидесятницу,
Ты открыл путь к тому, чтобы Евангелие достигло всех людей. Р/
Ты Дух, пробуждающий нашу молитву,
чтобы мы пребывали в любви Божией. Р/
Ты Дух Божий, излившийся на усопших,
гробы откроются, и мертвые восстанут Р/
Помолимся.
Боже, Отче наш,
Ты открыл нам дивную тайну Своей жизни,
послав в мир Своего Сына
и даровав нам Твоего Духа святости и радости.
Возрадуемся в Духе,
обновляющем лицо земли и призывающем нас к единству.
Мы исповедуем нашу веру в Тебя,
единый Боже, трижды Святой,
Отец, и Сын, и Святой Дух,
благословенный ныне и во веки веков. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из греческой традиции
Сей Бог мой есть Господь вселенной, Который один простер небо и положил широту поднебесной, Который возмущает глубину моря и шум волн его возбуждает, владычествует над силою его и укрощает возмущение волн, Который утвердил землю на водах и дает дух питающий ее, дыхание коего животворит все, и с удержанием коего вселенная разрушится. Об Нем ты говоришь, человек, Его духом дышишь, и Его-то не знаешь.
Феофил Антиохийский (II век), Автолику I, 7.
Из латинской традиции
«Отец ваш Небесный даст Духа благого просящим у Него». Это тот Дух, посредством которого в наши сердца изливается любовь, благодаря которой мы соблюдаем Божественные заповеди, любя Бога и ближнего. Это тот Дух, посредством которого мы взываем: «Авва, Отче». Следовательно, именно Дух дает нам возможность просить, и это тот же самый Дух, которого мы желаем получить. Именно Он побуждает нас искать, и именно Его мы желаем найти.
Августин Гиппонский (354–430), Изложение Псалма 118 14, 2.
День 6 (23 января)
Церковь: община верных
Библейские чтения
Исаия 2, 2–4
Псалом 133
Ефесянам 4, 1–6
Святоотеческое чтение
Из латинской традиции
Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне … Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои.
Киприан Карфагенский (ок. 210–258), О единстве Церкви, 5.
Для размышления:
1. Церковь призвана пролить свет Христов на мир. В чем ты видишь исполнение этого призвания?
2. Хотя во Христе Церковь — единое тело, исторически церкви разделены. Каким образом ты переживаешь боль этого разделения?
3. Миссия Церкви, как общины Святого Духа, подателя мира, — жить и распространять послание мира во всем мире. Каким образом церкви могут помочь своим членам исполнять это призвание?
Молитва
Р/ Господи, услышь молитву нашу!
У пустой гробницы Ты поручил женщинам нести весть о Твоем воскресении:
избавь от страха всех вестников Евангелия. Р/
На пути в Эммаус Ты объяснял ученикам закон и пророков:
открой наш разум для понимания Священного Писания. Р/
В горнице Ты даровал Твоим друзьям Свой мир:
помоги нам сохранять этот мир нашей взаимной любовью. Р/
На берегу озера Ты поставил Петра пастырем стада Твоего:
поддержи Своим Духом тех, кто возглавляет наши общины. Р/
На горе Ты собрал рассеянных учеников, прежде чем вернуться к Отцу:
даруй единство в вере и любви тем, кто верит в Тебя. Р/
Помолимся.
Боже неба и земли,
Твой Сын Иисус Христос открыл нам Тебя как нашего Отца
и обещал нам дар Святого Духа:
даруй Твоей Церкви преодолеть скандал разделений между нами,
чтобы мы свидетельствовали о Твоей жизни общения
в единстве общего исповедания веры,
и в любви служили друг другу.
Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из армянской традиции
Святые отцы и учителя истины! Руководители и пастыри стада Христова! Вы, кто руководит и управляйте домом Божьим! Сегодня я вижу, что вы собрались в одном духе и в одном теле, прилепившись к Нему, кто всем глава. Кто привел вас в эту тихую гавань мира, о миротворцы мира, если не Дух Святой, данный нам с небес как мир наш? И с какой целью, если не для того, чтобы начать строительство храма Божия, который разрушил творец зла?
Нерсес Ламбронский (1152–1198), Синодальные речи.
Из греческой традиции
Велико и почти неисчислимо число мужей, жен и детей, которые разнятся и сильно отличаются друг от друга родом и видом, национальностью и языком, образом жизни и возрастом, умонастроением и искусством, обычаями, нравами и навыками, знаниями и положением, а также судьбами, характерами и душевными свойствами. Оказываясь же в Церкви, они возрождаются и воссозидаются Духом; Она дарует и сообщает всем в равной мере единый божественный образ и наименование – то есть быть и называться Христовыми. И еще Она дарует им, в соответствии с верой, единую и простую, неделимую и нераздельную связь, которая не позволяет проявляться (даже если они и существуют) многим и бесчисленным различиям каждого, возводя всех к всеобщности и соединяя их в ней.
Максим Исповедник (ок. 580-662), Мистагогия, I.
День 7 (24 января)
Крещение в смерть и воскресение Господа
Библейские чтения
Михея 7, 18–19
Псалом 51, 1, 7, 10, 12
Матфея 28, 16–20
Святоотеческое чтение
Из греческой традиции
Такова сила веры в Него, таково величие благодати! Как огонь, проникши в землю, в которой есть металл, тотчас из нее производит золото, так и еще лучшее крещение делает омываемых им из бренных золотыми, когда Дух, на подобие огня, проникает в наши души и, попаляя в них «образ перстного», износит, как бы из горнила, «образ небесного», образ новый, светлый, блестящий.
Иоанн Златоуст (ок. 350–407), Слово на Евангелие от Иоанна, X, 2.
Для размышления:
1. Христиане крещены в смерть и воскресение Христа. Что значит для вас сегодня ваше крещение?
2. Грех уродует нас по-разному. Через крещение Бог освобождает нас от этого унижения.
3. Каким образом, несмотря на различные церковные традиции и обычаи, исповедание одного Господа, одной веры, и одного крещения (ср. Еф 4, 5) влияет на наши отношения с другими христианами?
Молитва
Р/ Благодарим Тебя, Господи, и благословляем имя Твое!
За то, что Ты призвал нас к вере через крещение,
за наше участие в общине Нового Завета,
за Твое присутствие в святой Церкви. Р/
За свидетельство гонимых христиан,
за страдания Твоих мучеников,
за наше участие в страстях Христовых. Р/
За всех служителей общения,
за тех, кто молится и трудится для примирения церквей,
за тех, кто отдает свою жизнь ради единства. Р/
Помолимся.
Боже, Отче наш, мы восхваляем Тебя и благословляем Твое имя.
Прими наше благодарение за то единство,
которому христиане могут радоваться уже сегодня, исповедуя Иисуса Господом.
Молим Тебя, приблизь тот день, когда наши церкви достигнут полноты взаимного признания
в общении, которого Ты желаешь, и о котором молился Твой Сын.
Мы просим об этом в силе Святого Духа. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из сирийской традиции
Сын Божий сошел с небес и стал человеком,
и из бездны воскресил тебя, чтобы ты стал сыном Богу.
Он стал твоим братом в утробе, исполненной святости,
и соделал тебя Своим братом в утробе крещения. …
Сыном Богу Он сделал тебя с Собою в водах,
чтобы Он, Единородный, обретал братьев посредством второго рождения.
Ибо сам Он, родившись вторично, стал человеком,
чтобы в новом рождении тебя сделать сыном Божиим.
Иаков Саругский (ок. 451–521), Беседа X.
Из латинской традиции
О человек, ты не смел поднять свое лицо к небу, ты опускал свои очи на землю, но внезапно ты принял благодать Христову, и тебе были отпущены все грехи. … Итак, подыми очи свои к Отцу, Который родил тебя через погружение в купель, к Отцу, Который искупил тебя через Сына Своего, и говори: Отче наш!
Амвросий Медиоланский (ок. 337–397), Таинства, V, 19.
ДЕНЬ 8 (25 января)
Ожидание Царства и будущей жизни
Библейские чтения
Откровение 21, 1–4
Псалом 85, 8, 10–12.
Луки 12, 35–40
Святоотеческое чтение
Из сирийской традиции
Итак, живущий в любви пожинает жизнь от Бога, и в этом еще мире, в ощущаемом здесь, обоняет оный воздух воскресения. Сим воздухом насладятся праведные по воскресении. Любовь есть царство; о ней Господь таинственно обетовал Апостолам, что вкусят ея в царстве Его. Ибо сказанное: «да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем», что иное означает, как не любовь? Любви достаточно для того, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот «вино», веселящее «сердце человека». Блажен, кто испиет вина сего!
Исаак Ниневийский (VII век), Первый сборник, 43
Для размышления:
1. Любовь будет реальностью Царства Божьего. Конкретные дела милосердной любви делают это Царство присутствующим в нашей жизни здесь и сейчас.
2. Каким образом, живя в ожидании Царства Божия, мы воплощаем в себе знамения грядущего Царства в сегодняшнем мире?
3. Мы призваны быть готовыми ко Второму пришествию Господа. Как именно мы готовимся к нему?
Молитва
Р/ Иисус Христос Господь во славу Бога Отца!
О Христос Господь, ради нас обнищавший,
и обещавший, что бедные наследуют Царство Небесное,
Ты наполняешь нас Своим богатством. Р/
О Господь Иисус, кроткий и смиренный сердцем,
открывающий новый мир тем, кто верует в Тебя,
Ты даруешь нам Твою полноту. Р/
О Христос Господь, на коленях молившийся лицем Твоим до земли,
Ты, в печали проложивший путь утешения,
Ты — радость, которую ничто и никто не сможет у нас отнять. Р/
О Господь Иисус, низложивший начальства и власти,
и облекающий миротворцев в одежды славы,
Ты преображаешь нас по Своему образу. Р/
О Христос Господь, милосердный и сострадательный
на кресте простивший разбойника, умиравшего вместе с Тобой,
молим Тебя: помяни нас, когда придешь в Царство Твое. Р/
Помолимся.
Господи Боже, ускорь пришествия Твоего великого и славного дня!
В нашей тьме множество мужчин и женщин уже не смеют надеяться.
Сохрани пламя веры в сердцах слабых и страждущих.
Пусть Церковь Твоя будет верным вестником победы Христа, Твоего Сына,
над смертью, и светильником надежды на Его возвращение во славе.
Ибо Он живет с Тобой и со Святым Духом
ныне и во веки веков. Аминь.
Варианты святоотеческих чтений
Из греческой традиции
Ты, Господи, упразднил в нас страх смерти. Ты жизни истинной началом соделал нам конец здешней жизни. Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и вновь пробуждаешь их в последней трубе. Ты на время вверяешь земле землю нашу, ей же дал образ Своими руками и вновь взимаешь то, что вложил, нетлением и благодатью преображая смертное наше и безобразное… Ты указал нам путь к воскресению, разрушив врата ада и упразднив имущего державу смерти.
Григорий Нисский (ок. 335–395), Послание о жизни преподобной Макрины, XXIV.
Из латинской традиции
Надеждой вскармливает Бог нас у груди Своей, питает нас, укрепляет нас и дает нам утешение в этой трудной жизни. В этой надежде мы поем «Аллилуйя». Взгляните, какая радость заключена в надежде! Вы спросите: «Как это может быть?» Послушайте, что сказано: «Насытятся от изобилия дома Твоего, и из потока радости Твоей Ты напоишь их». Вот на чем основана наша надежда. Мы жаждем, мы голодны. Голод в дороге, и насыщение по возвращении домой. Когда же мы насытимся? Сказано: «Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». … Тогда это будет «аллилуйя» наяву, а теперь лишь в надежде.
Августин Гиппонский (354–430), Проповеди, 255, 5.