
33-е воскресенье Рядового времени
16 ноября 2025 г.
Ты, Господи, надежда моя (Пс. 70:5).
1. «Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже» (Пс. 70:5). Эти слова исходят из сердца, отягощённого тяжкими испытаниями: «Ты посылал на меня многие и лютые беды» (Пс. 70:20) – восклицает псалмопевец. В то же время его сердце остаётся открытым и уверенным; твёрдый в вере, он признаёт поддержку Бога, Которого называет «твердым прибежищем, твердыней и крепостью» (70:3). Отсюда его неизменная уверенность в том, что надежда на Бога никогда не разочарует: «На Тебя, Господи, уповаю, и не постыжусь вовек» (70:1).
Среди жизненных испытаний наша надежда вдохновляется твёрдой и утешительной уверенностью в Божьей любви, излитой в наши сердца Святым Духом. Эта надежда не разочаровывает (Рим. 5:5). Поэтому святой Павел мог написать Тимофею: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого» (1 Тим. 4:10). Живой Бог есть «Бог надежды» (Рим. 15:13), и Христос Своей смертью и воскресением Сам стал «нашей надеждой» (1 Тим. 1:1). Мы никогда не должны забывать, что мы были спасены в этой надежде, и должны оставаться твёрдо укоренёнными в ней.
2. Бедные могут быть свидетелями сильной и непоколебимой надежды именно потому, что они воплощают её в условиях неопределённости, нищеты, нестабильности и маргинализации. Они не могут полагаться на безопасность своего положения и имущества; напротив, они находятся в их власти и часто становятся жертвами. Им приходится искать надежду в чем-то другом. Признавая, что Бог — наша первая и единственная надежда, мы тоже переходим от мимолётных ожиданий к единственно верному и вечному упованию. Как только мы желаем, чтобы Бог сопровождал нас на жизненном пути, материальное богатство становится относительным, ибо мы открываем истинное сокровище, в котором нуждаемся. Слова Господа Иисуса, сказанные Своим ученикам, остаются убедительными и ясными: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19-20).
3. Самая тяжелая форма нищеты — не знать Бога. Как писал Папа Франциск в апостольском наставлении «Evangelii Gaudium» («О провозглашении Евангелия в современном мире»): «Самая тяжелая форма дискриминации, от которой страдают бедные, — это отсутствие духовной заботы. Подавляющее большинство бедных особенно открыто вере; они нуждаются в Боге, и мы не должны упускать возможности предложить им Его дружбу, Его благословение, Его слово, совершение таинств и путь роста и зрелости в вере» (№ 2000). Здесь мы видим базовое и основополагающее понимание того, как мы можем найти наше сокровище в Боге. Как утверждает апостол Иоанн: «Кто говорит: «я люблю Бога «, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
Это правило веры и секрет надежды: все земные и материальные блага, мирские удовольствия, экономическое благополучие, какими бы важными они ни были, не могут принести радости нашим сердцам. Богатство часто разочаровывает и также может привести к бедности — прежде всего бедности, порождённой неспособностью осознать свою потребность в Боге и попыткой жить без Него. Вспоминается высказывание святого Августина: «Вся надежда ваша должна быть в Боге: ощущайте свою потребность в Нём, и Он восполнит её. Без Него всё, чем вы владеете, сделает вас ещё более несчастными» (Комментарий на Пс.85:3).
4. Слово Божье говорит нам, что христианская надежда – это уверенность на каждом этапе жизненного пути, поскольку она зависит не от наших человеческих сил, а от обещаний Бога, Который всегда верен. Поэтому с самого начала христиане отождествляли надежду с символом якоря, который обеспечивает стабильность и безопасность. Христианская надежда подобна якорю, который укореняет наши сердца в обещании Господа Иисуса, спасшего нас Своей смертью и воскресением, и вновь грядущего. Эта надежда продолжает указывать нам на «новое небо» и «новую землю» (2 Пет. 3:13) как на истинный горизонт нашего существования, где каждая жизнь обретёт свой подлинный смысл, ибо наша истинная родина – на небесах (Флп. 3:20).
Поэтому град Божий побуждает нас улучшать города людей. Наши собственные города должны начать походить на Его города. Надежда, поддерживаемая Божьей любовью, излитой в наши сердца Святым Духом (Рим. 5:5), превращает человеческие сердца в плодородную почву, где может расцвести любовь к жизни мира. Церковная традиция постоянно настаивала на циклической связи между тремя богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Надежда рождается из веры, которая питает и поддерживает её на основе любви, матери всех добродетелей. Всем нам нужна любовь здесь и сейчас. Любовь — это не просто обещание; это реальность настоящего, которую нужно принять с радостью и ответственностью. Любовь вовлекает нас и направляет наши решения к общему благу. И наоборот, те, кому не хватает любви, не только не имеют веры и надежды; они также лишают надежды своих ближних.
5. Библейский призыв к надежде, таким образом, подразумевает обязанность без колебаний взять на себя ответственность за судьбу нашего мира. Милосердие, по сути, «является величайшей социальной заповедью» (Катехизис Католической Церкви, п. 1889). Бедность имеет структурные причины, которые необходимо рассмотреть и устранить. В то же время каждый из нас призван предлагать новые символы надежды, которые будут свидетельствовать о христианском милосердии, подобно тому, как это делали многие святые на протяжении веков. Больницы и школы, например, были учреждениями, созданными для помощи наиболее уязвимым и маргинализированным. Эти учреждения должны быть частью государственной политики каждой страны, однако войны и социальное неравенство часто препятствуют этому. Сегодня символы надежды всё чаще можно увидеть в домах престарелых, сообществах для несовершеннолетних, центрах психологической поддержки, бесплатных столовых, приютах для бездомных и в школах для малообеспеченных. Как много этих, порой незаметных, символов надежды остаются незамеченными, но при этом они служат преодолению нашего безразличия и вдохновению других на участие в различных формах волонтерской работы!
Бедные не являются отвлекающим фактором для Церкви, они наши возлюбленные братья и сёстры, ибо своей жизнью, словом и мудростью они знакомят нас с истиной Евангелия. Празднование Всемирного дня бедных призвано напомнить нашим общинам, что бедные находятся в центре всей нашей пастырской деятельности. Это касается не только благотворительной деятельности Церкви, но и послания, которое она прославляет и провозглашает. Бог взял на себя их бедность, чтобы обогатить нас через их голоса, их истории и их лица. Любая форма бедности, без исключения, призывает нас к конкретному познанию Евангелия и к действенным знакам надежды.
6. Итак, вот приглашение, обращенное к нам этим юбилейным торжеством. Неслучайно Всемирный день бедных отмечается в конце этого благодатного года. После того, как Святые Врата закроются, мы должны беречь и делиться с другими божественными дарами, полученными на протяжении всего этого года молитвы, обращения и свидетельства. Бедные — не объекты нашей пастырской заботы, а творческие личности, которые бросают нам вызов искать новые способы жить по Евангелию сегодня. Перед лицом новых форм обнищания мы рискуем ожесточить себя и сдаться. Каждый день мы сталкиваемся с бедными или нищими. Мы тоже можем иметь меньше, чем прежде, и теряем то, что когда-то казалось надежным: дом, достаточное количество еды на каждый день, доступ к здравоохранению и хорошему образованию, информации, религиозную свободу и свободу слова.
В этом содействии общему благу наша социальная ответственность зиждется на Божьем творческом акте, который наделяет каждого долей в земных благах. Подобно этим благам, плоды человеческого труда должны быть одинаково доступны всем. Помощь бедным — это прежде всего вопрос справедливости, а не милосердия. Как заметил святой Августин: «Вы даёте хлеб голодному, но лучше бы никто не голодал, чтобы вам не пришлось давать его. Вы одеваете нагих, но лучше бы все были одеты, чтобы не было нужды восполнять этот недостаток» (Комментарий на 1 Ин. 8:5).
Итак, я надеюсь, что этот юбилейный год будет способствовать разработке политики, направленной на борьбу как со старыми, так и с новыми формами бедности, а также реализации новых инициатив по поддержке и оказанию помощи беднейшим из бедных. Труд, образование, жильё и здравоохранение – основы безопасности, которая никогда не будет достигнута с помощью оружия. Я выражаю свою признательность за уже существующие инициативы и за усилия, ежедневно демонстрируемые на международном уровне огромным числом мужчин и женщин доброй воли.
Доверимся Пресвятой Деве Марии, Утешительнице скорбящих, и вместе с Ней воспоем песнь надежды словами молитвы Te Deum: «Кто на Бога уповает, тот вовек не постыдится».
Ватикан, 13 июня 2025 г.,
Память святого Антония Падуанского, покровителя бедных
ЛЕВ XIV, ПАПА РИМСКИЙ