Цикл катехетических бесед Папы Льва о документах II Ватиканского Собора. Dei Verbum. 1. Бог говорит с людьми как с друзьями

14 января 2026 г.

Дорогие братья и сёстры, доброе утро, сердечно приветствую вас!

Мы начали цикл катехетических бесед, посвящённых Второму Ватиканскому собору. Сегодня мы приступаем к более глубокому рассмотрению Догматической конституции Dei Verbum о Божественном Откровении. Это один из самых прекрасных и одновременно самых важных документов Собора. Войти в его содержание нам могут помочь слова Иисуса: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин 15,15). В этих словах выражен один из основополагающих моментов христианской веры, о котором нам напоминает Dei Verbum: Иисус Христос радикально преображает отношение человека к Богу — отныне это отношение дружбы. Поэтому единственным условием Нового Завета является любовь.

Святой Августин, комментируя этот отрывок из четвёртого Евангелия, настаивает на перспективе благодати, которая одна только может сделать нас друзьями Бога в Его Сыне (Толкование на Евангелие от Иоанна, пр. 86). Недаром древнее изречение гласит: Amicitia aut pares invenit, aut facit — «дружба либо находит равных, либо делает таковыми». Мы не равны Богу, но Сам Бог соделывает нас подобными Себе в Своём Сыне.

Поэтому, как мы можем видеть во всём Священном Писании, в Завете присутствует первоначальный момент дистанции, поскольку союз между Богом и человеком всегда остаётся асимметричным: Бог есть Бог, а мы — Его творения. Однако с пришествием Сына в человеческой плоти Завет раскрывается к своему окончательному предназначению: во Иисусе Бог делает нас Своими детьми и призывает нас стать подобными Ему в нашей хрупкой человеческой природе. Таким образом, мы уподобляемся Богу уже не через преступление заповеди и грех, как внушал змей Еве (ср. Быт 3, 5), но через отношения с Сыном, ставшим Человеком.

Слова Господа Иисуса, которые мы вспомнили — «Я назвал вас друзьями», — находят продолжение в Конституции Dei Verbum, где говорится: «Итак, благодаря этому Откровению невидимый Бог (ср. Кол 1, 15; 1 Тим 1, 17) по изобилию Своей любви обращается к людям, как к друзьям (ср. Исх 33, 11; Ин 15, 14-15), и говорит с ними (ср. Вар 3, 38), чтобы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение» (п. 2). Бог Книги Бытия уже вступал в общение с прародителями, беседуя с ними (ср. Dei Verbum, 3); и когда из-за греха этот диалог прерывается, Творец не перестаёт искать встречи со Своими созданиями и вновь и вновь заключать с ними Завет. В христианском Откровении Бог, чтобы прийти и взыскать нас, становится плотью в Своём Сыне, и прерванный диалог восстанавливается окончательно: Завет становится новым и вечным, и ничто не может отлучить нас от Его любви. Поэтому Божественное Откровение носит характер дружеского диалога и, как это бывает в человеческой дружбе, не терпит молчания, но питается обменом словами правды.

Конституция Dei Verbum напоминает нам также и об этом: Бог говорит с нами. Здесь важно различать слово и болтовню: последняя скользит по поверхности и не созидает общения между людьми, тогда как в подлинных отношениях слово служит не только для обмена сведениями и информацией, но для раскрытия того, кем мы являемся. Слово обладает откровенным измерением, которое создаёт отношение с другим. Так и Бог, обращаясь к нам, открывает Себя как Союзника, приглашающего нас к дружбе с Собою.

В этой перспективе первой установкой, которую необходимо в себе воспитывать, является слушание, чтобы Божественное Слово могло проникнуть в наш ум и в наше сердце. В то же время мы призваны говорить с Богом — не для того, чтобы сообщить Ему то, что Он уже знает, но для того, чтобы открыться самим себе.

Отсюда возникает необходимость молитвы, в которой мы призваны жить и взращивать дружбу с Господом. Это происходит прежде всего в литургической и общинной молитве, где не мы решаем, что именно из Слова Божия нам услышать, но Сам Бог говорит с нами через Церковь. Это осуществляется и в личной молитве, совершаемой в глубине сердца и ума. В жизни христианина — в течение дня и в течение недели — обязательно должно быть время, посвящённое молитве, размышлению и созерцанию. Только когда мы говорим с Богом, мы способны по-настоящему говорить и о Нём.

Опыт подсказывает нам, что дружба может окончиться либо каким-то резким, явным разрывом, либо в результате упорного невнимания, которое постепенно разрушает отношения до их полного исчезновения. Если Иисус призывает нас быть Его друзьями, постараемся не оставить этот призыв без ответа. Примем его, будем заботиться об этих отношениях — и тогда мы откроем, что именно дружба с Богом и есть наше спасение.