Возлюбленные, братья и сестры, приглашаю вас, поспешите к пустому гробу Спасителя. Преклоните колени, остановитесь для личной молитвы, чтобы каждый из нас встал с колен с укрепленной верой. Пусть Пасха станет для вас источником мира и радости. Вслушайтесь в призыв Иисуса, чтобы возвестить другим людям Его победу над грехом и смертью.
Это слова обращены не только к женщинам и апостолам. Ведь мы тоже Его ученики. Эти слова непосредственно касаются и нас. Может быть, Господь посылает нас, чтобы возвестить истину о Его воскресении нашим близким. И вовсе не надо далеко искать слушателей Благой Вести. Оглянитесь вокруг себя, и вдруг увидите, что зачастую самые близкие люди нуждаются в этом свидетельстве. Несомненно, свидетельствовать может лишь тот человек, кто сам прикоснулся тайне воскресения. Призываю Вас к особенному созерцанию Воскресшего Спасителя и к молитве, которая зажжет ваши сердца пасхальным энтузиазмом. Обратите внимание на ваших близких и родных. Часто наши семьи нуждаются в реальном «воскресении». Поэтому, исполнившись благодатью пасхальной тайны, несите ее домой. Пусть ваши слова, жесты и взаимоотношения будут живым знамением того, что в пасхальное утро Любовь победила ненависть. Однако, осознавая, что реальность бывает очень трудной, доверьте ваши семьи Воскресшему Господу. В молитве отдайте Ему все то, что трудно в наших семьях: боль, конфликты, недоразумения. Неужели Тот, Кто воскрешал мертвых к жизни и сегодня Сам победил смерть, не может оживотворить мертвые очаги наших семейных отношений. И даже если это кажется нам невозможным, помните, что Христос победил смерть, и для Бога нет невозможных дел. Молитесь с верой и упованием на Господа и Его Милосердие. Он умер и воскрес, чтобы мы в Нем имели жизнь и жили полнотой жизни.
(Епископ Кирилл Климович, из Пастырского послания на Пасху)
Дорогие Братья и Сёстры во Христе! Мы все желаем себе живую, братскую общину. А дорога туда долгая и трудная. Как не просто, чтобы в общине было «одно сердце и одна душа» (Деян 4,32). Поэтому многие начинают думать, что такая общинная жизнь, как в первохристианской Церкви, сегодня вообще невозможна. Тогда, – может быть, – в порыве первоначального воодушевления, – но сегодня?! Да, часто мы переполнены пессимизма, устаём от активной общинной жизни, так сказать самоустраняемся и потихоньку всё затухает… А там, за стенами храма – толпы людей с бессмертными душами. Забываем, что мы – малое стадо, являемся не самим тестом, которого хватило бы на праздничный пирог, а всего лишь закваской и призваны заквасить всё вокруг нас; мы – соль, чтобы земля была солёной, мы – свет, чтобы светить миру… Но когда нет активной жизни в общине, когда община не излучает, что говорить о закваске, о соли, о свете… Мы должны быть свидетелями, мы должны свидетельствовать о нашей вере!
Сегодня в наш круг снова вступил Воскресший Христос – так сказать «при запертых дверях», через стену нашего страха, наших сомнений, нашего неверия (Ин 20,19). Он уже здесь, и Он дарует новую жизнь. Он открывает сердца людей. Он даёт Духа, Который воодушевляет и зажигает. Он Сам собирает рассеянное стадо, Свою Церковь. Только веруйте, что Он среди нас! Веруйте в весну Церкви! Это дело не наших рук – Он делает это, Он обновляет Свою Церковь! Многое изменилось в Церкви Христовой за последние десятилетия, начиная со Второго Ватиканского Собора, затем в годы понтификата Иоанна-Павла II, Бенедикта XVI, и теперь – в понтификат Папы Франциска, который с новой силой призывает нас увидеть всю бесконечную красоту нашей веры.
Возлюбленные братья и сёстры!
Как ваш пастырь, я хочу укрепить вас и призываю вас верить в эту революцию Бога, в это восстание Христа против всякой тьмы, отчаяния, греха, смерти!
Христос воскрес!
(Епископ Иосиф Верт, из проповеди на Мессе Пасхальной Ночи)
На поверхностный взгляд, в ту пятницу молодой мужчина, не первый и не последний, понёс свой Крест на Голгофу и был казнён. Мертвое Тело сняли с Креста и положили в гроб. И самые современные медицинские исследования подтвердили бы Его безвозвратную смерть. Но было что-то еще … … … Бог.
Бог есть Любовь. Не какая-нибудь …, и не так называемая … — Любовь Творца сильнее смерти и войска ее слуг и служанок. Воплощение Сына – плод этой Любви. Его самоуничижение до смерти, до смерти крестной – доказательство этой Любви. Его воскресение – победа этой Любви.
Из последних сил, ослепший, следуя компасу Своего сердца, сделавшийся «черной овцой» Христос как блудный Сын дошел и рухнул в руки любящего Отца. «Совершилось» — выдохнул Он с последним ударом сердца. В тот момент Он Тебя и меня в Своем сердце принёс домой.
Правда, Он не сделал этого вопреки нашей воле или без нее! Воля – это сила наших душ, язык, который часто ради ясности нуждается в «логопеде». На прием к Нему мы можем всегда попасть без очереди. А встреча с Ним ничего не стоит, кроме крупицы нашего часто упоминаемого, драгоценного времени. Речь идет о времени, о молитве и о вере.
Возлюбленные, «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк 18,8), на этой земле, которая бесконечно растрачивается на билет в хаос? Всем вам я желаю пасхальной радости, которая – как вода глубочайших родников – проистекает из встречи в глубине души, и которая тихо проходит сквозь слои веры и благодарения, прежде чем пробьётся наружу, найдя свое выражение в словах и делах.
Христос воистину воскрес! Смертью смерть поправ! Не бойтесь верить надежде на дне своей души, где обитает Любовь.
(Епископ Клеменс Пиккель, из Пасхального пастырского послания)
Православный богослов о. Александр Шмеман прекрасно говорит в своих размышлениях о Великом посте: «Память являет нам, что “смерть и время царят на земле” (В.С. Соловьев). Однако именно потому, что память присуща только человеку, христианство в ней имеет свою основу, ибо в сердцевине его — память об одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине и тьме которой нам было сказано: “Сие творите в Моё воспоминание”.
И вот, происходит чудо! Мы вспоминаем Его, и Он здесь, не как туманный образ прошлого, не как грустное “никогда больше”, но с такой силой присутствия, что Церковь может вечно повторять то, что сказали ученики после Его явления в Еммаусе: “не горело ли в нас сердце наше?” (Лк 24,32). Природная память есть, прежде всего, “присутствие отсутствия”, ибо, чем более тот, кого мы вспоминаем, “присутствует”, тем острее боль его отсутствия. Но во Христе память вновь получила силу исцелять время, разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого богослужебного празднования, этого богослужебного “сегодня” является именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоит в центре богослужебного празднования литургического “днесь”» (Александр Шмеман, Великий пост, гл. 4).
Однако, не будем забывать, что Крест неотделим от Воскресения! Готовность идти до конца позволила Иисусу войти в тайну Воскресения! Тот же гимн Христу из послания к Филиппийцам провозглашает: «Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2,9-11).
То, что произошло на Кресте и до сих пор происходит в памяти Церкви в Крестном пути, историческое и подлинное событие уничижения Иисуса Христа, является одновременно Его возвышением, вознесением превыше всего остального: Крест непонятен без света Воскресения. Раб на кресте — это Господь воскресший. Бог Отец воскресил Иисуса Христа и невероятным образом вознёс Его превыше всех небес, чтобы Он наполнил Своим присутствием всё и вся, как говорит послание к Ефесянам: «Тот, кто нисходил, Он же и взошёл превыше всех небес, чтобы всё наполнить Собою» (ср. Еф 4,10; Ев 1,4; Мф 28,18). Это вознесение, прославление, возвышение подобает, то есть соответствует имени Иисуса, потому что теперь стало очевидно, что Иисус есть Христос Господь. Как божество Иисуса неотделимо от Его уничижения, так и Его вознесение, господство, царствование неотделимо от Его прославления, «дабы всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
(Архиепископ Павел Пецци, из Пастырского послания на Страстную неделю и Пасху)