«Не отвергни меня во время старости». Послание Папы Франциска по случаю Дня пожилых людей

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
ПО СЛУЧАЮ
IV ВСЕМИРНОГО ДНЯ БАБУШЕК, ДЕДУШЕК И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

28 июля 2024 года

«Не отвергни меня во время старости» (ср. Пс. 70(71):9)

Дорогие братья и сестры!

Бог никогда не оставляет своих детей. Даже когда прибавляются годы и убывают силы, когда белеют волосы и снижается общественная роль, когда жизнь становится менее продуктивной и грозит показаться бессмысленной. Он не смотрит на внешний вид (ср. 1 Цар. 16:7) и не гнушается выбирать тех, кто многим кажется незначительным. Он не выбрасывает ни одного камня; напротив, самые старые камни становятся надежным основанием, на которое опираются новые, чтобы вместе строить духовный дом (см. 1 Пет. 2:5).

Священное Писание во всей своей полноте повествует о верной любви Господа, из которой проистекает утешительная уверенность: Бог являет нам свою милость всегда, на каждом этапе жизни, в каком бы состоянии мы ни находились, даже в наших предательствах. Псалмы наполнены удивлением человеческого сердца перед Богом, который заботится о нас, несмотря на нашу бедность (ср. Пс. 143(144):3-4); они уверяют нас, что Бог соткал каждого из нас во чреве матери (ср. Пс. 138(139):13) и что даже в преисподней Он не оставит нас (ср. Пс. 15(16):10). Поэтому мы можем быть уверены, что Он будет рядом с нами даже в старости, тем более что в Библии старость — это знак благословения.

Однако в псалмах мы находим и искреннюю мольбу к Господу: «Не отвергни меня во время старости» (Пс. 70(71):9). Сильное выражение, жесткое. Оно заставляет вспомнить о крайних страданиях Иисуса, воскликнувшего на кресте: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

Итак, в Библии мы находим уверенность в близости Бога в любое время жизни и в то же время страх быть покинутым, особенно в старости и во время печали. Это не противоречие. Оглянувшись вокруг, мы без труда убедимся, что подобные высказывания отражают реальность более, чем очевидную. Слишком часто одиночество становится горьким спутником жизни для нас, пожилых людей, бабушек и дедушек. Много раз, будучи епископом Буэнос-Айреса, я посещал дома престарелых и понимал, как редко эти люди принимают посетителей: некоторые не видели своих близких по многу месяцев.

Причин такого одиночества много: во многих странах, особенно в самых бедных, пожилые люди оказываются в одиночестве, потому что их дети были вынуждены эмигрировать. Или я думаю о многочисленных конфликтных ситуациях: сколько пожилых людей остаются одни, потому что мужчин — и молодых, и старых — призывают на войну, а женщины, особенно матери с маленькими детьми, покидают страну, чтобы обеспечить безопасность своих детей. В городах и деревнях, опустошенных войной, многие пожилые остаются одни — единственные признаки жизни в местах, где, кажется, царят заброшенность и смерть. В других частях света существует ложное убеждение, глубоко укоренившееся в некоторых местных культурах, которое порождает враждебность к пожилым людям, их подозревают в том, что они прибегают к колдовству, чтобы отнять жизненную энергию у молодых, так что в случае безвременной смерти, болезни или неблагоприятной судьбы, постигшей молодого человека, вина возлагается на пожилого. С этим менталитетом необходимо бороться и искоренять его. Это один из тех необоснованных предрассудков, от которых нас освободила христианская вера, и который подпитывает постоянный конфликт между молодыми и пожилыми поколениями.

Если задуматься, то обвинения пожилых в том, что они «крадут будущее у молодых», звучат сегодня повсеместно. В других формах они встречаются и в более развитых и современных обществах. Например, сегодня широко распространено мнение, что пожилые люди обременяют молодых расходами на уход за ними и таким образом отнимают ресурсы для развития страны, а значит, у молодых. Это искаженное восприятие реальности. Как будто содержание пожилых людей ставит под угрозу выживание молодых. Как будто для того, чтобы отдать предпочтение молодым, необходимо пренебречь пожилыми или даже устранить их. Противопоставление поколений — это обман и отравленный плод культуры противостояния. Настраивать молодых против пожилых — это недопустимая манипуляция: «На карту поставлено единство этапов жизни, то есть реальная точка отсчета для понимания и вынесения суждения о человеческой жизни во всей ее полноте» (Катехизис от 23 февраля 2022 года).

В процитированном выше псалме, где человек просит не быть покинутым в старости, говорится о заговоре, который витает вокруг жизни пожилых людей. Эти слова кажутся чрезмерными, но их можно понять, если принять во внимание, что одиночество и отверженность пожилых людей не случайны и не неизбежны, а скорее результат выбора — политического, экономического, социального и личного, — который не признает бесконечного достоинства каждого человека «независимо от условий или качества жизни» (Dignitas infinita, 1). Это происходит, когда мы теряем из виду значимость каждого человека и оцениваем его стоимость, которая в некоторых случаях кажется слишком высокой, чтобы ее платить. Хуже всего то, что зачастую сами пожилые оказываются подчинены этому менталитету и начинают воспринимать себя как обузу, желая отойти на второй план.

С другой стороны, сегодня есть много женщин и мужчин, которые стремятся к самореализации в максимально автономном и отстраненном от других людей существовании. Общность переживает кризис, а индивидуальность заявляет о себе; переход от «мы» к «я» представляется одним из наиболее очевидных признаков нашего времени. Семья, которая является первым и самым радикальным вызовом той идеи, что мы можем спастись сами, становится одной из жертв этой индивидуалистической культуры. Однако с возрастом, по мере того как силы человека убывают, мираж индивидуализма, иллюзия того, что он ни в ком не нуждается и может жить без привязанностей, обнаруживает свою истинную сторону; человек вдруг осознает, что нуждается во всем, но теперь он один, без помощи, без того, на кого можно положиться. Это печальное открытие, которое многие делают, когда уже слишком поздно.

Одиночество и отверженность стали постоянными элементами контекста, в который мы погружены. Они имеют разные корни: в одних случаях это результат запрограммированного исключения, своего рода печального «социального заговора»; в других случаях, к сожалению, это собственное решение. В иных обстоятельствах от них страдают, притворяясь, что это собственный выбор. Все больше и больше мы «теряем вкус братства» (Fratelli tutti, 33), и нам трудно даже представить что-то другое.

Мы видим у многих пожилых людей то чувство смирения, как говорит книга Руфи, рассказывая о старухе Ноемини, которая после смерти мужа и детей приглашает двух своих невесток, Орфу и Руфь, вернуться в свои дома в родных местах (ср. Рф. 1:8). Ноеминь — как и многие пожилые люди сегодня — боится остаться одна, но не может представить себе другого варианта. Будучи вдовой, она понимает свой малый вес в глазах общества, и убеждена, что является обузой для этих двух молодых женщин, у которых, в отличие от нее, вся жизнь впереди. Поэтому она считает, что лучше отойти в сторону, и сама предлагает своим молодым невесткам покинуть ее и строить свое будущее в другом месте (ср. Рф. 1:11-13). Ее слова — квинтэссенция социальных и религиозных условностей, которые кажутся неизменными и накладывают отпечаток на ее судьбу.

Библейское повествование представляет нам в этот момент два различных варианта действий перед лицом приглашения Ноемини и, следовательно, перед лицом старости. Одна из двух невесток, Орфа, которая также любит Ноеминь, ласковым жестом целует ее, но принимает то, что также кажется ей единственно возможным решением, и идет своей дорогой. Руфь, напротив, не отстраняется от Ноемини и обращается к ней с удивительными словами: «Не принуждай меня оставить тебя» (Рф. 1:16). Она не боится бросить вызов обычаям и здравому смыслу, она чувствует, что старуха нуждается в ней, и, набравшись мужества, остается с ней рядом в обстоятельствах, которые становятся началом нового пути для них обеих. Всех нас, привыкших считать одиночество неизбежной участью, Руфь учит, что на призыв «не оставляй меня!» можно ответить «я не оставлю тебя!» Она без колебаний ниспровергает то, что кажется непреложной реальностью: жизнь в одиночестве не может быть единственной альтернативой! Не случайно Руфь — та, кто остается рядом с престарелой Ноеминью, — предок Мессии (ср. Мф. 1:5), Иисуса, Эммануила, Того, Кто есть «Бог с нами», Того, Кто являет близость Бога всем людям, в любых условиях, в любом возрасте.

Свобода и смелость Руфи приглашают нас идти по новому пути: давайте пойдем по ее стопам, отправимся в путь вместе с этой молодой иностранкой и пожилой Ноеминью, не будем бояться менять свои привычки и представлять себе другое будущее для наших пожилых людей. Мы благодарим всех тех, кто, несмотря на многочисленные жертвы, последовал примеру Руфи и заботится о пожилом человеке или просто ежедневно демонстрирует свою близость родственникам или знакомым, у которых уже никого нет. Руфь выбрала близость с Ноеминью и была благословлена счастливым браком, потомством и землей. Это верно всегда и для всех: если мы будем близки к пожилым людям, признавая их незаменимую роль в семье, в обществе и в Церкви, мы тоже приобретем много даров, милостей и благословений!

В этот IV Всемирный день, посвященный бабушкам, дедушкам и пожилым людям, давайте не откажемся проявить к ним нежность в наших семьях, навестим тех, кто удручен и больше не надеется, что возможно другое будущее. Эгоистичному отношению, которое приводит к покинутости и одиночеству, давайте противопоставим открытое сердце и радостное лицо тех, кто имеет мужество сказать: «Я не брошу тебя!» — и встать на другой путь.

Всем вам, дорогие бабушки, дедушки и пожилые, и всем тем, кто рядом с вами, передаю мое благословение, сопровождаемое молитвой. Вы тоже, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне.

Рим, Латеранская базилика, 25 апреля 2024 года.

ФРАНЦИСК