В своем слове на Литургии Навечерия Пасхи Папа Франциск призвал верующих не бояться новизны и безоговорочно довериться Христу. «Христово Воскресение позволяет нам без страха принимать сюрпризы Бога. Не бойтесь новизны!», — сказал он.
Торжественное богослужение в соборе Святого Петра началось обрядами благословения огня и внесения Пасхала из атриума базилики. В ходе Мессы Пасхального Навечерия Святой Отец преподал таинства Крещения, Миропомазания и Первого Причастия четырем катехуменам: итальянцу, албанцу, американцу и 30-летнему россиянину Евгению Строкову – студенту одного из Римских университетов.
Вот полный текст проповеди Папы Франциска на Мессе Пасхального бдения:
«Дорогие братья и сестры!
В Евангелии этой светлой ночи Навечерия Пасхи первыми упомянуты женщины, идущие ко гробу Иисуса с ароматами, чтобы умастить ими Его тело (ср. Лк 24,1-3). Они идут выразить свое сострадание, свою привязанность и любовь, совершить обычный обряд по отношению к дорогому усопшему человеку, как это делаем и мы. Они следовали за Иисусом, слушали Его, находили у Него признание их человеческого достоинства и сопровождали Его до конца жизненного пути, взошли с Ним на Голгофу и видели, как Его снимали с креста.
Мы можем представить те чувства, с которыми они шли ко гробу. Несомненно, это была печаль, скорбь, потому что Иисус их оставил, умер, Его земная история закончилась. Теперь всё возвращалось к прежнему состоянию. Но в душах женщин продолжала жить любовь, и это была любовь к Иисусу, побудившая их отправиться ко гробу. А там происходит нечто совершенно неожиданное, новое, что переворачивает вверх дном их сердца и намерения, что преобразит всю их жизнь: они видят отваленный от гробницы камень, они подходят ближе, и не находят тела Господа. Это повергает их в смятение, сомнение, они терзаются вопросами: “Что происходит?”, “Что это значит?” (ср. Лк 24,4). Разве такое не случается и с нами, когда, в повседневной рутине, происходит нечто действительно новое? Мы останавливаемся, не понимаем, не знаем, как это принять. Новизна часто пугает нас, также та новизна, которую несет нам Бог, новизна, которой требует от нас Бог. Мы часто ведем себя как евангельские апостолы: предпочитаем обеспечить собственную безопасность, остановиться у могилы и думать об усопшем, который, в итоге, живет только в исторической памяти, подобно великим персонажам прошлого.
Мы боимся сюрпризов Бога, – да, дорогие братья и сестры, в нашей жизни мы боимся сюрпризов Бога! Он всегда нас удивляет!
Братья и сестры, не будем закрываться от новизны, которую Бог желает внести в нашу жизнь! Мы часто бываем уставшими, разочарованными, печальными, ощущаем тяжесть наших грехов и думаем, что у нас это не получится? Давайте не замыкаться в самих себе, не терять уверенности, никогда не падать духом: нет таких ситуаций, которые Бог не может изменить, нет такого греха, которого Он не сможет нам простить, если только мы открываемся Ему.
Но вернемся к Евангелию, к женщинам, и сделаем шаг вперед. Они видят пустой гроб, тела Иисуса в нем нет, произошло нечто новое, но всё это пока им ни о чем не говорит. Всё это порождает вопросы, повергает их в смущение и не дает ни одного ответа. И вот, два мужа в блистающих одеждах говорят им: “Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес” (Лк 24, 5-6). То, что было простым жестом, рутинным действием, хоть и совершённым, несомненно, из любви – хождение ко гробу – теперь превращается в происшествие, в событие, которое действительно меняет жизнь. Уже ничего не будет как раньше, не только в жизни этих женщин, но и в нашей жизни, и в истории человечества. Иисус не умер, Он воскрес, Он – Живущий! Он не просто вернулся к жизни – Он Сам и есть Жизнь, потому что Он – Сын Бога Живого (ср. Числ 14,21-28; Втор 5,26; Быт 3,10). Иисус уже больше не принадлежит прошлому, Он живет в настоящем и устремлен в будущее. Он – вечное «ныне» Бога. Так новизна Бога предстаёт перед глазами этих женщин, учеников, всех нас. Это победа над грехом, над злом, над всем тем, что угнетает жизнь и делает ее облик менее человечным. И эта весть обращена ко мне, к тебе, дорогая сестра и дорогой брат. Сколько раз мы нуждались в том, чтобы Любовь сказала нам: что вы ищете живого между мертвыми? Каждодневные проблемы и тревоги побуждают нас замкнуться в себе, погрузиться в печаль, в горечь…, а там таится смерть. Не будем искать там Того, Кто жив! Так дай же согласие на то, чтобы Воскресший Иисус вошел в твою жизнь, прими Его как друга, с доверием: Он есть Жизнь! Если ты до сих пор был далек от Него, сделай маленький шаг: Он примет тебя с распростертыми объятиями! Если ты равнодушен, рискни: ты не будешь разочарован! Если тебе кажется трудным делом следовать за Ним, не бойся, доверься Ему, будь уверен в том, что Он близко, рядом с тобой, что Он подарит тебе мир, который ты ищешь, и силу, чтобы жить так, как угодно Ему.
Есть еще одна простая деталь, которую мне бы хотелось подчеркнуть в Евангельском чтении этого светлого Пасхального Навечерия. Женщины сталкиваются лицом у лицу с новизной Бога: Иисус воскрес, Он Живой! Но перед пустым гробом и двумя мужами в блистающих одеждах их первой реакцией стал страх: “Они были в страхе и наклонили лица свои к земле” – отмечает св. Лука. Им даже недоставало мужества, чтобы поднять глаза. Но когда они услышали весть о Воскресении, то приняли ее с верой. И два мужа в блистающих одеждах произносят главное слово: “Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее…
И вспомнили они слова Его” (Лк 24,6.8). Это был призыв вспомнить о встречах с Иисусом, о Его словах, Его делах, Его жизни; и именно эти воспоминания о пережитом опыте общения с Учителем помогают женщинам преодолеть всякий страх и понести весть о Воскресении апостолам и всем прочим людям (ср. Лк 24,9). Необходимо помнить о том, что Бог сделал и делает для меня, для нас, помнить о пройденном пути; всё это распахнёт врата наших сердец надеждам на будущее. Так будем же учиться хорошо помнить о том, что сделал Бог в нашей жизни!
В эту Ночь Света, призывая заступгичество Девы Марии, Которая “слагала все дела эти в сердце Своем” (ср. Лк 2,19.51), мы попросим Господа сделать нас причастниками Своего Воскресения: да приобщит Он нас к Своей преображающей новизне, к Своим сюрпризам; да соделает Он нас людьми, не забывающими о соделанном Им в нашей личной истории и в истории всего мира; да сподобит Он нас ощущать Его как Живущего, живого и действующего среди нас; да научит Он нас, дорогие братья и сестры, не искать ежедневно Живого среди мертвых. Аминь».
Главная мысль этой проповеди была сформулирована в пасхальной записи в Папском Tweeter’е: «Прими Иисуса Воскресшего в свою жизнь. Если раньше ты был далеко, сделай хоть малый шаг в Его сторону, а Он примет тебя с распростертыми объятиями».
А пасхальным утром 31 марта с.г. Папа Франциск возглавил торжественную Мессу на площади Св. Петра, на которой присутствовало не менее 250 тысяч человек, заполнивших до отказа как саму площадь, так и прилегающие улицы. Литургии предшествовал старинный обряд Surrexit, суть которого – в постепенном открытии иконы Воскресения, что должно напоминать о встрече апостола Петра с Воскресшим.
После окончания Мессы Святой Отец появился на балконе Ватиканской базилики, чтобы провозгласить традиционное Пасхальное послание Urbi et Orbi (Граду и Миру). В нем Папа подчеркнул, что Любовь Бога сильнее зла и смерти, а потому может заставить расцвести даже безнадежно-иссохшую пустыню сердца. Само Воскресение есть исход или переход человека из рабства греху и злу к свободе в любви и добре. Понтифик призвал всех верных принять благодать воскресшего Христа, в которой человечеству открываются перспективы вечности. Эта благодать имеет силу преобразить нашу жизнь, соделать нас инструментами Божия милосердия, справедливости и мира. Именно в этом нуждаются конкретные регионы нашей планеты, и далее Папа перечислил ряд «горячих точек»: Святую Землю, Ирак, Сирию, Центральноафриканскую республику, Конго, Мали и Нигерию, Корейский полуостров… Но, чтобы мир и согласие пришли в пораженные войнами и конфликтами регионы, необходимо, чтобы они прежде водворились в человеческих сердцах.
Провозгласив свое Послание, Папа Франциск поздравил всех людей доброй воли с Пасхой на 60 языках, в том числе и на русском, а в заключение преподал свое апостольское благословение «городу и миру».
Источник: Сибирская католическая газета