11 февраля 2002 года Апостольская Администратура для католиков латинского обряда на Юге Европейской части России была преобразована в «Епархию Святого Климента в Саратове». Выбор названия имеет своё объяснение в истории.
Впервые католическая епархия в Херсонесе (Крым) – месте мученической кончины Климента Римского — была основана ещё в 1333 г., но просуществовала недолго.
3 июля 1848 года Папа Пий IV издал буллу о создании в Российской Империи новой римско-католической Епархии с центром в Херсоне (для жителей центральных и южных губерний). Покровителем епархии был выбран святой Климент Римский.
Херсонская епархия в 1852 году была переименована в Тираспольскую, и епископ Фердинанд Кан перенес кафедру в этот маленький уездный городок. Но в Тирасполе было меньше 100 католиков, не было храма. Поэтому в 1856 году епископ решил избрать в качестве своего «временного» пребывания Саратов. 3 марта 1856 года саратовская церковь была преобразована в Кафедральный Собор, в котором было разрешено ежедневно совершать богослужения.
В 1873 году было начато строительство нового Кафедрального Собора. Собор был построен к 1880 году по проекту архитектора Грудистова, под руководством архитектора К. Невского и освящён во имя Святого Климента Римского 20 мая 1881 года епископом Францем Ксавьером Цоттманом. Ныне в здании находятся помещения кинотеатра «Пионер».
После разрушений, нанесённых Церкви из людей и храмам из камня Советской эпохой, в Саратове был зарегистрирован приход «Святого Климента». Это произошло 14 апреля 1992 года.
О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось очень мало достоверных сведений. До нас дошло подлинное послание этого папы, а легенды о нём и его культ распространились по всей Европе, достигнув даже далекой от Рима Руси.
Скорее всего, Климент родился в Риме. Некоторые историки предполагают, что по происхождению он был евреем. Тертуллиан сообщает, что он был поставлен во епископы самим апостолом Петром: *«Так… Церковь Римская объявляет своим епископом Климента, поставленного Петром»*. Климент был современником Петру и Павлу, это о нём Павел упоминает в Послании к Филиппийцам (по крайней мере, так предполагают Ориген, Евсевий и Иероним): *«Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»*. (Фил.4:3,4)
Св. Ириней пишет, что Климент знал апостолов Петра и Павла: *«…на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и предания их перед глазами своими…»*. На этом основании Климент стоит в ряду Мужей Апостольских.
«Первое послание к Коринфянам» Климента Римского написано в связи со смутой, волновавшей общину этого города, которая раскололась на различные партии. Папа Климент призывал коринфян к примирению. Подобно апостолу Павлу, Климент воспевает в своём послании любовь. В его «гимне любви» (главы XLIX–L) мы встречаем: *«несказанна высота, на которую возводит любовь»*. Послание это имеет очень важное значение с вероучительной, литургической и исторической точек зрения.
По свидетельству историка Евсевия, папа Климент I, сделавшийся епископом в 12-й год царствования Домициана (т. е. в 92 г.), после девятилетнего периода «проповедания слова Божия» скончался в третий год царствования Траяна, т. е. в 101. Однако, согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96–98 гг).
Церковь почитает святого Климента как мученика, то есть как того, кто горячо любил Бога и «свидетельствовал» о Христе всей жизнью. Легенда рассказывает о ссылке Папы на каторжные работы в Херсонес Таврический (нынешний Севастополь) и о жестокой его казни – на шею Клименту привязали якорь и бросили его в Чёрное море. Вероятно, сказание о мученичестве Климента Римского имеет свои корни в «Мученических актах св. Климента» (памятника, появившегося не ранее IV в. и наполненного легендарными сказаниями). Мощи его в IX в. были принесены в Рим просветителями славян свв. Кириллом и Мефодием и положены в храме св. Климента.
Память св. папы по римскому календарю отмечается 23 ноября, а в Русской Церкви – 25 ноября (8 декабря по новому стилю).
Якорь в символическом восприятии христианина двадцать первого века (как и для первых христиан, для которых эта символика была ещё более прозрачной) – это знак надежды и упования. В сочетании с именем святого Климента якорь – знак его мученичества.