Дикастерия вероучения. Пресс-релиз, посвященный принятию Fiducia supplicans

4 января 2024 г.

Мы публикуем этот пресс-релиз, чтобы помочь прояснить, как принимать Fiducia supplicans, и в то же время рекомендуем полностью и спокойно прочитать Декларацию, чтобы лучше понять ее смысл и цель.

1. Вероучение

Заявления некоторых конференций епископов относительно документа Fiducia supplicans, вполне понятные, указали на необходимость более длительного периода пастырского размышления. То, что высказали эти конференции епископов, не может быть истолковано как доктринальная оппозиция, потому что документ ясно и конкретно говорит о браке и сексуальности. В Декларации есть несколько неоспоримых утверждений, которые не оставляют в этом сомнений:

«Настоящая Декларация твердо стоит на традиционном учении Церкви о браке, не допуская никаких литургических обрядов или благословений, похожих на литургические обряды, которые могли бы вызвать смущение». В случае с парами, находящимися в неурегулированном положении, благословляющий действует, «не подтверждая официально их статус и не изменяя каким-либо образом древнейшее учение Церкви о браке» (Предисловие).

«Недопустимы обряды и молитвы, которые могут создать путаницу между тем, что является основополагающим для брака, как “исключительного, стабильного и нерасторжимого союза между мужчиной и женщиной, естественным образом открытого для рождения детей”, и тем, что ему противоречит. Это убеждение основано на непреходящем католическом учении о браке. Только в этом контексте сексуальные отношения обретают свой естественный, правильный и полностью человеческий смысл. Учение Церкви в этом вопросе остается непоколебимым» (4).

«Таков же смысл Responsum Конгрегации доктрины веры, в котором говорится, что Церковь не имеет права благословлять однополые союзы» (5).

«По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно законными только те сексуальные отношения, которые проживаются в браке, она не имеет права давать свое литургическое благословение, если это в какой-то мере может придать форму нравственной легитимности союзу, претендующему на брак, или внебрачной сексуальной практике» (11).

Очевидно, что нет никакой возможности доктринально дистанцироваться от этой Декларации или считать ее еретической, противоречащей Преданию Церкви или богохульной.

2. Практическое применение

Некоторые епископы, однако, выражают особое мнение по поводу практического аспекта: возможного благословения пар, находящихся в неурегулированном положении. Декларация содержит предложение о кратких и простых пастырских благословениях (не литургических и не ритуальных) пар, находящихся в неурегулированном положении (но не их союзов), подчеркивая, что подобные благословения не имеют литургической формы, не выражают одобрения и не оправдывают ситуацию, в которой оказались эти люди.

Практическое применение документов Дикастерии доктрины веры, таких как Fiducia supplicans, может потребовать больше или меньше времени в зависимости от местных условий и распознания каждого епархиального епископа вместе с епархией. В некоторых местах не возникнет трудностей с их немедленным применением, в то время как в других необходимо повременить с их воплощением на практике, отведя достаточно времени на прочтение и истолкование.

Например, некоторые епископы установили, что каждый священник обязан провести распознание и что даже в этом случае он может преподать такие благословения только приватно. Это не представляет проблему, если выражено с должным уважением к тексту, подписанному и утвержденному самим Верховным Понтификом, и с намерением каким-то образом учесть содержащиеся в нем размышления.

Каждый местный епископ, в силу своего служения, всегда обладает властью распознания in loco, то есть в том конкретном месте, которое он знает лучше других, именно потому, что это его паства. Благоразумие и внимание к церковному контексту и местной культуре могут позволить применить различные методы, но не полностью или окончательно отрицать этот путь, предлагаемый священникам.

3. Непростая ситуация в некоторых странах

Случаи некоторых конференций епископов следует понимать, исходя из обстоятельств. В некоторых странах существуют серьезные культурные и даже правовые проблемы, которые требуют времени и пастырской стратегии, выходящей за рамки краткосрочной перспективы.

Если существуют законы, согласно которым за сам акт объявления себя гомосексуалистом грозит тюрьма, а в некоторых случаях пытки и даже смерть, то, разумеется, благословение было бы неосмотрительным. Очевидно, что епископы не хотят подвергать гомосексуалистов насилию. По-прежнему важно, чтобы эти конференции епископов не поддерживали учение, отличное от Декларации, подписанной Папой, учитывая, что это вечная доктрина, а рекомендовали необходимость изучения и размышления, чтобы действовать с пастырским благоразумием в подобном контексте.

На самом деле, существует не мало стран, которые в той или иной степени осуждают, запрещают и криминализируют гомосексуальность. В этих случаях, помимо вопроса о благословении, существует значительная и охватывающая разные сферы пастырская ответственность, включающая в себя подготовку, защиту человеческого достоинства, преподавание социальной доктрины Церкви и различные стратегии, которые не допускают поспешного ответа.

4. Реальная новизна документа

Настоящая новизна этой Декларации, которая требует щедрого принятия и от которой никто не должен отказываться, заключается не в возможности благословлять пары в неурегулированных ситуациях. Она заключается в предложении проводить различие между двумя разными формами благословения: «литургическим или ритуальным» и «спонтанным или пастырским». В предисловии четко объясняется, что «ценность этого документа […] в том, что он предлагает особый и новаторский вклад в пастырское значение благословений, что позволяет расширить и обогатить их классическое понимание с литургической точки зрения». Это «богословское размышление, основанное на пастырском видении Папы Франциска, подразумевает реальное развитие по отношению к тому, что было сказано о благословениях в Учительстве и официальных текстах Церкви».

На втором плане находится положительная оценка «народного пастырства», которая встречается во многих текстах Святейшего Отца. В этом контексте Святейший Отец призывает нас ценить простую веру Народа Божьего, который даже будучи в грехах, преодолевает свои ограничения и открывает свое сердце, чтобы просить помощи у Бога.

По этой причине текст Дикастерии — выходя за рамки вопроса о благословении пар, состоящих в неурегулированных союзах, — принял вид «Декларации», которая представляет нечто гораздо большее, чем responsum или письмо. Центральная тема, которая приглашает нас к более глубокой пастырской практике, обогащающей наши нынешние подходы, заключается в более широком понимании благословений и в предложении, чтобы получили распространение пастырские благословения, не требующие тех же условий, что и благословения в литургическом или ритуальном контексте. Следовательно, оставляя в стороне полемику, текст требует усилий для спокойного размышления, расположенности пастырского сердца, свободного от всякой идеологии.

Хотя некоторые епископы считают благоразумным не предоставлять эти благословения в данный момент, нам всем необходимо в равной степени возрастать в убеждении, что подобные неритуализированные благословения не являются посвящением ни человека, ни пары, которые их получают, они не оправдывают все их действия и не выражают одобрения жизни, которую они ведут. Когда Папа обратился к нам с просьбой расширить понимание пастырских благословений, он предложил нам подумать о таком способе благословения, который не требовал бы выдвижения стольких условий для осуществления этого простого жеста пастырской близости, представляющего собой средство поощрения открытости Богу посреди самых разных обстоятельств.

5. Как конкретно выглядят эти «пастырские благословения»?

Чтобы ясно отличаться от литургических или ритуальных благословений, «пастырские благословения» должны быть, прежде всего, очень короткими (см. п. 38). Это благословения продолжительностью в несколько секунд, без утвержденного ритуала и без книги благословений. Если два человека подходят вместе, чтобы получить благословение, то благословляющий просит Господа о мире, здоровье и других благах для двух людей, нуждающихся в этом. В то же время он просит, чтобы они могли жить согласно Евангелию Христа в полной верности и чтобы Святой Дух освободил этих двух людей от всего, что не соответствует Его Божественной воле и требует очищения.

Эта неритуализированная форма благословения, отличающаяся простотой и краткостью, не ставит своей целью оправдать что-либо морально неприемлемое. Очевидно, что это не брак, но в равной степени это и не «одобрение» или утверждение чего-либо. Это всего лишь реакция пастыря на просьбу двух людей, которые обращаются к Богу за помощью. Поэтому в данном случае пастырь не ставит условий и не интересуется интимной жизнью этих людей.

Поскольку некоторые подняли вопрос о том, как могут выглядеть эти благословения, давайте рассмотрим конкретный пример: представим, что среди большого количества людей, совершающих паломничество, пара разведенных людей, живущих в новом союзе, обращается к священнику: «Пожалуйста, дайте нам благословение, мы не можем найти работу, он очень болен, у нас нет дома, и жизнь становится очень трудной: пусть Бог поможет нам!»

В этом случае священник может прочитать простую молитву, например: «Господи, призри на этих детей Твоих, даруй им здоровье, работу, мир и взаимопомощь. Освободи их от всего, что противоречит Твоему Евангелию, и позволь им жить по Твоей воле. Аминь». Это завершается осенением каждого из них крестным знамением.

Речь идет о чем-то, что длится около 10 или 15 секунд. Имеет ли смысл отказывать в подобных благословениях двум людям, которые просят об этом? Не правильнее ли поддержать их веру, будь она малой или большой, помочь им в их слабостях божественным благословением и направить ту открытость к трансцендентности, которая может привести их к большей верности Евангелию?

Чтобы избежать сомнений, Декларация добавляет, что когда благословение испрашивается парой, находящейся в неурегулированной ситуации, «хотя и выраженное вне обрядов, предписанных литургическими книгами, это благословение никогда не должно совершаться ни вместе с гражданской церемонией бракосочетания, ни в связи с ней. Не должны использоваться также одежды, жесты или слова, приличествующие браку. То же самое относится и к случаям, когда благословение испрашивается однополой парой» (п. 39). Таким образом, остается очевидным, что благословение не должно происходить на видном месте в священном здании или перед алтарем, поскольку это также может привести к путанице.

По этой причине каждый епископ в своей епархии уполномочен декларацией Fiducia supplicans предоставлять этот вид простого благословения, помня о необходимости проявлять благоразумие и осторожность. Но ни в коем случае он не уполномочен предлагать или предоставлять благословения, которые могут напоминать литургический обряд.

6. Катехизис

В некоторых местах, возможно, потребуется катехизация, которая поможет всем понять, что подобные благословения не являются одобрением жизни, которую ведут те, кто о них просит. Тем более они не являются отпущением грехов, поскольку эти жесты далеки от таинства или обряда. Они являются простым выражением пастырской близости, не предъявляя тех же требований, что и таинство или формальный обряд. Нам всем придется привыкнуть к тому, что, если священник дает такие простые благословения, он не еретик, он ничего не подтверждает и не отрицает католическую доктрину.

Мы можем помочь Народу Божьему понять, что эти виды благословений — всего лишь простые пастырские средства, помогающие людям выразить свою веру, даже если они большие грешники. По этой причине, давая благословение двум людям, которые собрались вместе и спонтанно попросили о нем, мы не посвящаем их, не поздравляем и не одобряем этот вид союза. В действительности то же самое происходит, когда благословляют отдельных людей, поскольку человек, который просит благословения — а не отпущения грехов — может быть великим грешником, но это не значит, что мы отказываем ему в этом отеческом жесте во время его борьбы за выживание.

Если это станет ясным в результате хорошей катехизации, мы сможем избавиться от страха, что наши благословения могут выражать что-то неадекватное. Мы сможем быть более свободными и, возможно, более близкими и плодотворными служителями в служении, полным жестов отцовства и гостеприимства, без страха быть неправильно понятыми.

Мы просим новорожденного Господа одарить всех щедрым и благодатным благословением, чтобы мы смогли в святости и счастье прожить 2024 год.

кардинал Виктор Мануэль Фернандес
Префект

монс. Армандо Маттео
секретарь Доктринальной секции

Оригинал