Аудиенция Папы Франциска с участниками Пленарного заседания Дикастерии вероучения, 26 января 2024

Ваше Высокопреосвященство,
дорогие братья епископы и священники,
братья и сестры!

Приветствую всех вас по окончании Пленарного заседания. В частности, я приветствую префекта и других начальников, должностных лиц и членов Дикастерии. Всем вам я выражаю благодарность за вашу ценную работу.

Как гласит апостольская конституция Praedicate Evangelium, «задача Дикастерии вероучения — помогать Римскому Понтифику и епископам провозглашать Евангелие по всему миру, продвигая и защищая целостность католического учения о вере и морали. Он делает это, опираясь на залог веры и стремясь к все более глубокому ее пониманию перед лицом новых вопросов» (ст. 69).

Для достижения этих целей согласно motu proprio Fidem servare (11 февраля 2022 года) были созданы две отдельные секции в составе Дикастерии: доктринальная и дисциплинарная. В письме, которое я направил префекту 1 июля 2023 года по случаю его назначения, я сослался на это положение, чтобы лучше определить его роль и нынешнюю миссию Дикастерии. Я также подчеркнул важность присутствия квалифицированных специалистов в Дисциплинарной секции, чтобы обеспечить тщательность и строгость в применении действующего канонического законодательства, особенно в рассмотрении дел о злоупотреблениях со стороны клириков в отношении несовершеннолетних, и содействовать инициативам по канонической подготовке ординариев и практикующих юристов. В то же время я настаивал на необходимости уделять больше внимания конкретной работе Доктринальной секции, в которой нет недостатка в подготовленных теологах и квалифицированных сотрудниках. То же самое относится к Отделу по вопросам брака и Архиву. Я особенно вспоминаю двадцать пятую годовщину открытия Архива для широкой публики Святым Иоанном Павлом II и кардиналом Ратцингером, тогдашним префектом Конгрегации, в период, предшествовавший Великому Юбилею 2000 года.

Дикастерия занимается работой по осмыслению веры в условиях эпохальных перемен, характерных для нашего времени. В связи с этим я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями, которые будут основаны на трех словах: таинства, достоинство и вера.

Таинства. В эти дни вы размышляли на тему действенности таинств. Благодаря им жизнь Церкви питается и растет. По этой причине требуется особая забота со стороны тех, кто их совершает и открывает верующим сокровища благодати, которые они передают. Через таинства верующие обретают способность пророчествовать и свидетельствовать. В наше время особенно остро ощущается потребность в пророках новой жизни и свидетелях милосердия: так давайте же любить и помогать другим любить красоту и спасительную силу таинств!

Второе слово: достоинство. Поскольку мы христиане, мы не должны уставать настаивать «на примате человеческой личности и защите ее достоинства вне зависимости от обстоятельств» (апостольское обращение Laudate Deum, 39). Я знаю, что вы работаете над документом по этому вопросу. Я надеюсь, что он поможет нам, как Церкви, всегда быть рядом «со всеми теми, кто скромно в конкретной повседневной жизни борется и лично платит цену за защиту прав тех, с кем не считаются» (Angelus, 10 декабря 2023 года), и гарантировать, что мы «способны ответить на сегодняшние попытки устранить или игнорировать других — новым видением братства и социальной дружбы, которое не ограничится просто словами» (энциклика Fratelli tutti, 6).

Третье слово — вера. В этой связи я хотел бы напомнить о двух событиях: недавней десятилетней годовщине апостольского обращения Evangelii Gaudium и предстоящем Юбилее, в который мы обновим нашу веру в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека, надежду истории и мира. Однако мы не можем скрыть тот факт, что во многих частях мира вера, по словам Бенедикта XVI, больше не является «самоочевидной предпосылкой жизни в обществе… но часто открыто отрицается, высмеивается, маргинализируется и подвергается глумлению» (апостольское послание motu proprio Porta fidei, 2). Поэтому настало время заново и с большей страстью задуматься над некоторыми темами: провозглашением и передачей веры в современном мире, особенно молодым поколениям; миссионерском обращении церковных структур и пастырских работников; новых городских культурах с их особыми проблемами, не говоря уже о беспрецедентном поиске смысла; наконец, самое главное — о центральной роли керигмы в жизни и миссии Церкви.

В этом отношении Дикастерия должна оказать помощь. Ведь «сохранение веры» в наши дни проявляется в обязательстве размышлять и распознавать, чтобы вся община стремилась к настоящему пастырскому и керигматическому миссионерскому обращению, что также могло бы помочь в текущем синодальном странствии. Самое главное, самое прекрасное, самое привлекательное и в то же время самое необходимое для нас — это вера в Иисуса Христа. С Божьей помощью мы торжественно обновим нашу веру во время предстоящего Юбилея. Все мы призваны возвестить ее каждому мужчине и каждой женщине на земле. В этом заключается основная задача Церкви, которую я сформулировал в Evangelii Gaudium.

В этом контексте евангелизации я хотел бы упомянуть о недавно принятой декларации Fiducia supplicans. Цель «пастырских и спонтанных благословений» — конкретно продемонстрировать близость Господа и Церкви ко всем тем, кто, оказавшись в различных ситуациях, просит помощи, чтобы продолжить — а иногда и начать — путь веры. Я хотел бы кратко подчеркнуть две вещи: во-первых, эти благословения, вне литургического контекста и формы, не требуют морального совершенства для получения; во-вторых, когда пара спонтанно обращается с просьбой о благословении, благословляется не союз, а просто люди, которые о нем попросили. Благословляется не союз, а люди. Разумеется, необходимо учитывать контекст, чувствительность и место, в котором живут люди, а также наиболее подходящий способ произнесения благословения.

Дорогие друзья, я еще раз выражаю вам свою благодарность за ваше служение и призываю вас двигаться вперед с Божьей помощью. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Спасибо!

Оригинал

Фото: CNS/Vatican Media