19 марта, в торжество Святого Иосифа (в Риме в этот день стояла прекрасная солнечная погода), Папа Франциск начал отсчет времени своего понтификата. Его инаугурационная Месса собрала около 200 тысяч человек, среди которых были 132 правительственные делегации и еще 33, представляющие другие христианские конфессии, а также иудейскую, мусульманскую, буддийскую, сикхскую и джайнистскую религиозные общины. На торжественном богослужении присутствовали 31 глава государства, 6 правящих монархов, 3 наследных принца, 11 глав правительств. Российскую Федерацию представляла делегация во главе со спикером Государственной Думы Сергеем Нарышкиным. Среди иерархов некатолических христианских Церквей следует отметить Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея, председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополита Илариона, митрополитов Пергамского Иоанна и Галльского Эммануила (Константинопольский Патриархат), Черногорского и Приморского Амфилохия (Сербская Православная Церковь), Корченского Иоанна (Албанская Православная Церковь), управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония и митрополита Феодосийского и Керченского Платона, долгие годы служившего в Аргентине и лично хорошо знающего новоизбранного понтифика. На интронизацию Папы также прибыл Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Перед началом богослужения Папа Франциск проехал на открытом автомобиле по площади Св. Петра, приветствуя собравшихся верных. Паломники со всего мира с большим оживлением и радостью встречали своего пастыря. В один из моментов Папа попросил водителя остановиться, чтобы подойти ещё ближе к людям и поцеловать парализованного больного. Затем он сделал ещё одну остановку, чтобы благословить детей. Вся ватиканская площадь была украшена флагами различных государств (хотя в явном большинстве были аргентинские), что является красноречивым свидетельством универсальности Христовой Церкви.
Богослужение началось с того, что Святой Отец вместе с Патриархами Восточных Католических Церквей прошёл в процессии к гробнице святого Петра, где несколько минут провёл в молитве. Затем процессия, под хоровое пение литании в честь Христа Царствующего, направилась к праздничному алтарю, установленному у входа в собор Св. Петра.
После того как Папа сотворил крестное знамение, кардинал-протодиакон Жан-Луи Торан возложил на его плечи паллий из белой шерсти – символ Доброго Пастыря и Агнца, распятого во спасение человечества.
Затем кардинал-декан Анджело Содано вручил Папе Франциску «перстень рыбака» – символ Папской власти, на котором изображён апостол Петр (рыбак, избранный Иисусом, чтобы «стать ловцом человеков») с ключами, указывающими на его особую роль в Божьем замысле спасения. Следует отметить, что перстень Папы Франциска, в отличие от перстней его предшественников, сделан не из золота, а из позолоченного серебра. Далее представители Коллегии кардиналов (всего шесть, по два от каждого кардинальского «чина»: епископов, пресвитеров и диаконов) принесли Святому Отцу оманж, т.е. публичную присягу верности.
В начале своей проповеди Папа сосредоточился на фигуре св. Иосифа, опекуна Святого Семейства и Вселенской Церкви, которого назвал образцом готовности творить волю Божию, примерным хранителем и защитником тех, кто наиболее нуждается в помощи. Его пример выходит за конфессиональные рамки христианства, будучи свидетельством общечеловеческих добродетелей.
Понтифик подчеркнул, что свойственные св. Иосифу доброта и нежность не являются признаком слабости. Совсем напротив, они свидетельствуют о силе духа и способности заботиться, сострадать, по-настоящему открыться другому человеку, способности любить. «Не надо бояться любви и нежности!» — воскликнул Папа Франциск, давая этим понять, как именно он воспринимает свое служение Святого Петра.
С этим служением связана власть, — продолжил он, — «но о какой власти идет речь?… Никогда не будем забывать, что истинная власть – в служении, что даже Папа, чтобы осуществлять власть, должен всё глубже входить в это служение, светлая кульминация которого обретается на Кресте. Папе надлежит взирать на смиренное, конкретное, исполненное веры служение святого Иосифа и, подобно ему, распахнуть объятия, чтобы защитить весь Народ Божий, принимая с любовью и нежностью всё человечество, но в первую очередь – самых бедных , самых малых, тех, кого перечисляет святой Матфей, описывая последний Суд любви: алчущих, жаждущих, странников, нагих, больных, узников… Только тот, кто служит с любовью, способен хранить!»
Инаугурационная Месса не была слишком пышной и служилась по-латыни, хотя в ней был явственно представлен вселенский аспект Церкви. Так Евангелие было прочитано по-гречески, а Молитва верных читалась на разных языках, причем первое ее прошение – о Церкви – прозвучало на русском языке. В момент обмена приветствиями мира стал явственным и экуменический аспект: поцелуй мира Святому Отцу преподали два предстоятеля некатолических Церквей: Вселенский Патриарх Варфоломей и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II.
По окончании богослужения Папа приветствовал в соборе Св. Петра представителей государств и правительств. Специальной аудиенции для политиков не предусмотрено. Сегодня Святой Отец встретится с представителями христианских Церквей и других религиозных общин.
Источник: Сибирская католическая газета